Охота в горах

В Гиппенрейтер| опубликовано в номере №716, март 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

На кабанов

Давнишней моей мечтой было поехать в горы поохотиться на кабанов, а также заснять эту охоту. Известно, что кабаны обычно живут в топях, чащобах. Увидеть их удается очень редко, а сфотографировать - дело совсем невозможное. Лишь в горах кабаны иногда забредают на открытые склоны.

... И вот я в предгорьях Памира. В одном из сел познакомился с бывалым охотником. Он как раз собирался пойти на кабанов.

- Можно мне присоединиться? - спросил я его.

- Пожалуйста! Но учти, охота трудная. Если хочешь взять кабана и не потерять собак, действуй мгновенно. Собаки гавкнули - и ты уже тут как тут. Не сможешь пробиться через заросли - быстро пробирайся в обход на такое место, чтобы обстрелять зверя. Кабан - пугливое животное, но, раненный, он стремительно нападает. Поэтому не зевай. И еще одно условие: коли за мной не поспеешь, то и не догоняй, считай, что охотишься в одиночку.

Это была самая длинная речь моего нового знакомого, которую я от него услышал.

Через день мы вышли в горы. Разрушенные, много раз перемытые потоками, изрезанные глубокими ущельями, они не походили на крепкие скалистые хребты Центрального Памира. На северных склонах кое - где рос густой колючий кустарник, некрупные деревья, трава. Здесь - то и водятся кабаны!

На кабанов чаще охотятся в засидках, подкарауливая их на тропах, у мест кормежки. Нам предстояло нечто другое.

Пересекаем одно за другим несколько ущелий. Я действительно еле поспеваю за охотником. С нами шесть собак - беспородных и разномастных, но приученных к охоте в горах. Собаки вынюхивают следы. Они и задают темп.

Снег, выпавший ночью, быстро тает, обнажаются мокрые камни, сырая земля. Ноги то и дело скользят на крутых склонах. Начинает казаться, что вся эта гонка впустую. Но вдруг слышу визгливый, срывающийся лай собак. Он доносится из какого - то далекого ущелья. Лай слышится ближе, и эта разноголосая музыка прибавляет силы. Когда я, наконец, выскакиваю на последний гребень, впереди раздается выстрел. Невдалеке по склону быстро бежит серо - бурый зверь, похожий на медведя. Иногда он круто оборачивается, с коротким ревом бросается на собак и снова пытается от них оторваться. Мгновение - и он вместе со сворой скрывается в зарослях.

Пот застилает глаза, винтовка забита снегом, объектив фотоаппарата запотел. Понимаю, что нужды в моей помощи нет, но снять интересный момент должен. Теперь я смотрю только через видоискатель аппарата. Вижу, как раненый кабан, отбившись от собак, направляется в мою сторону. Вот он вырастает, не вмещаясь в кадр, и выходит из фокуса. Пока я пячусь назад, кабан, окруженный собаками, скатывается в овраг. Охотник подбегает, целится, но не стреляет: можно перебить собак. Решившись, охотник бросает винтовку и добивает раненого кабана ножом.

Только теперь начинаю соображать, что снимки, пожалуй, выйдут неважные, потому что я не принял во внимание сильный свет, рассеянный туманом и отраженный от снега.

Богатый трофей

Наконец - то пошел снег, крупный, пушистый, густой. Он засыпал все старые следы горных козлов - тэков. Теперь на свежей тропе мы сможем прочитать об этих животных самые последние сведения. К тому же снег заставит козлов спуститься с гор пониже.

Вышли ночью вдвоем с товарищем. На ногах «кошки», чтобы не скользить на крутых склонах, за плечами винтовки, рюкзаки; у меня еще фотоаппарат с телеобъективом.

Прошло около двух часов тяжелого пути, а склон по - прежнему уходит в небо и неизвестно еще, когда кончится. Двигаемся почти на ощупь.

Когда начинает светать, укрываемся за выступом гребня, чтобы немного передохнуть. И тут зрелище восходящего солнца заставляет нас забыть об усталости, о затвердевшей на морозе, забитой снегом одежде.

Горы еще лежат в холодной тени, и только отдельные вершины золотятся по краям. Потом солнечные лучи прорываются через скальные гребни, свет потоками устремляется на белоснежные грани, сверкает и дробится, зажигая все новые и новые вершины. И вот тень остается только далеко внизу, в долине. Там расстилается застывшее море облаков. В бинокль видны все детали далеких склонов: синяя дымка окутывает скалы, кусты, снег, подчеркивает ощущение высоты и создает то приподнятое, всегда немного романтическое настроение, какое охватывает человека в горах. Перед нами Тянь - Шань!

Взгляд останавливается на извилистых серебристых нитях, пересекающих неширокую ложбину, - это следы козлов. Вскоре мы видим и еле заметные движущиеся точки. Далеко!

Все утро и весь день стараемся приблизиться к чутким, пугливым животным. Уже вытаяли под солнцем и стали желто - бурыми от осенней травы южные склоны. Мы успели несколько раз вымокнуть, пересекая по пояс в снегу завалы, а стадо все уходило от нас. Под конец решили разделиться. Товарищ начал обходить стадо тэков снизу, я же стал набирать высоту. Многократным эхом покатились выстрелы. Вытянувшись цепочкой, козлы стремительно уходили от опасности. Пробивая снежную целину, они оставляли за собой глубокую траншею.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены