В 1933 году Московский горком ВЛКСМ обратился ко всем комсомольцам столицы с призывом идти на строительство метрополитена. В ответ тысячи юношей и девушек пришли на эту стройку, одну из важнейших в первых пятилетках. Молодые энтузиасты работали на самых ответственных участках, все свои силы отдавали на общее дело, помня ленинский завет: «Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами». Самоотверженным трудом множили комсомольцы славу Ленинского союза молодежи.
За активное участие в строительстве метрополитена Московская организация ВЛКСМ в 1935 году была награждена орденом Ленина. Этот очерк о тех, кто пришел на метрострой по комсомольскому призыву.
Кто - то нетерпеливо дернул дверь кабинета. Резко колыхнулся сизый, прокуренный воздух. На пороге стоял парень в белоснежной рубашке, запыхавшийся, решительный. А глаза у него - глаза счастливого человека.
Татьяна Викторовна, несомненно, впервые видела этого крепыша. Хотела предложить подождать в коридоре, но что - то остановило ее.
- Посидите, пожалуйста, здесь. Мы скоро кончим.
Когда шумно задвигались стулья и начальники участков, парторги, инженеры и другой руководящий народ повалил с заседания, деловито доругиваясь и мирясь на ходу, она быстро пошла навстречу парню в белой рубашке. Вглядывалась с внезапно возникшим волнением в круглые темные глаза, высокий выпуклый лоб. Где она видела такие глаза?
Он протянул к ней сильные загорелые руки:
- Мама, можно я вас обниму?
- Не может быть... Ты, Ленька? ... Ленька был самый маленький и самый грустный. Он часто сидел где - нибудь в углу и глядел перед собой взрослыми круглыми глазами; молча, преданно ждал кого - то.
Когда в детдом впервые пришла Татьяна Викторовна, Ленька вылез из угла. Женщина протянула ему руку, но мальчишка упрямо мотнул головой, уцепился за край ее длинного, по тогдашней моде, жакета и весь вечер ходил рядом, как тень.
За несколько лет их дружбы Леня Володин ни разу не позволил взять себя за руку и не уступил никому монополию на край жакета...
- Я все помню. Когда вы подарили флажок. Когда покатали на машине. И когда погладили по голове...
Голос его сорвался, он покраснел и набычился. Ленька «бодался», как двадцать лет назад. А к ней на миг вернулось перевертывавшее душу чувство, какое она всегда испытывала в том детском доме, доме для сирот войны. Ребята там были такие же, как все, - и шумные и озорные, но их отличало от счастливчиков с папами и мамами то, как трогательно они умели быть благодарными за всякое проявление искренней ласки.
Леня беспокойно ерошил волосы.
- Все - все помню... Но это понятно. А вы - то как меня не забыли?
Она ласково погладила его по жестким упрямым волосам.
- Как же я могла тебя забыть? Забыть преданного Леньку?.. Когда расформировывали детский дом, она употребила все свое влияние председателя попечительского совета дома, все деловые и личные связи, всю власть депутата Верховного Совета СССР для того, чтобы устроить ребят понадежнее. А двух девочек - Владу и Лиду - удочерила. Мечтала взять к себе и Леньку, но у Володина вдруг объявился дед.
Внук уцепился за дедов карман и ушел. За него полагалось бы радоваться - все - таки дед, родная кровь. А она долго не могла совладать с острым чувством утраты. Только как это было знать семилетнему человеку?..
- Я страшно часто вас вспоминал. И решил во что бы то ни стало найти в день, когда стану человеком. Сегодня я получил диплом.
Татьяна Викторовна с нежностью посмотрела на этого сильного, крепкого парня. Как все - таки своенравно - справедлива была всегда к ней жизнь: ударит вдруг в спину, отберет что - то, а потом, будто заглаживая вину, подарит нечаянную радость. Не так давно, в день юбилея, первыми примчались ее поздравить бывшие детдомовцы, человек тридцать. Они притащили огромную коробку с надписью: «От любящих детей».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.