Обязательный урок

Александр Бойко| опубликовано в номере №1356, ноябрь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Десятиклассник, намереваясь поступать в вуз, работает в школе шесть уроков, и три часа ему положено заниматься дома. В итоге его рабочий день побольше, чем у взрослого. Что и как происходит в юношеском организме, если в этот обязательный режим пассивности не внедрить физическую активность?

Вспомним и привычное родительское влияние (особенно в младших классах): «Чего ты прыгаешь, садись делать уроки!» Или из окна: «Сколько можно бегать, иди делать уроки!» И как-то незаметно обросли мы очкастыми отличниками с бледными лицами и искривленными позвоночниками...

Попросите учителя физкультуры показать справки, освобождающие от занятий. И эти справки выдают врачи, призванные помогать учителю закалять детей при помощи движений, делать готовыми к труду и обороне. К жизни!

Против того, чтобы закалять и готовить к жизни, никто не возражает, но многие скажут: «Помилуйте, но при чем здесь школа? Школа призвана учить знаниям!» На этот счет хорошо написала в редакцию Татьяна Сергеевна Гальчук из Ленинграда: «Хочу, чтобы к уроку физкультуры относились как к любимому предмету. Все остальные уроки – уроки знаний. Урок физкультуры – урок здоровья. Но какие могут быть знания, если ребенок больной?»

Все правильно, школьный урок физкультуры тоже должен научить знаниям И навыкам. На большее времени нет! Значит, укрепление здоровья должно происходить за счет внешкольных мероприятий? Кто и когда этим будет заниматься? Родители? Но тут мы вынуждены ограничиваться пока лишь призывами.

И, конечно, опять возвращаемся к школе. Да, школьной физкультуре далеко до образцового порядка. Если, допустим, сравнивать с литературой. Там ведь не бывает, чтобы в один и тот же день в Саратове школьники одного класса изучали Радищева, а во Львове – в таком же классе Маяковского. В физкультуре же бывает и не такое. В одном городе одни плавают, другие прыгают, третьи готовятся к марш-броску, а у четвертых урок физкультуры заменили биологией...

А поэтому, не обижая учителей физкультуры, могу предположить, что школьный урок физкультуры в том виде, в каком существует, бесперспективен.

Школа

Допустим, что дела в школе развиваются нормально, и все школьники получают удовлетворительное физическое развитие. Допустим и перевернем медаль, рассмотрим ее другую сторону...

В каждой школе есть так называемые подготовительные и специальные группы. В эти группы объединены дети с серьезными заболеваниями – их незначительное меньшинство! Но среди них – и такие, кто, к примеру, имеет избыточный вес. И такие, кто любвеобильными родителями освобожден от физкультуры справками разного толка. В лучшей школе, где мне пришлось побывать (№ 146 г. Киева), из 1030 учащихся 930 детей абсолютно здоровы. И все же есть сто школьников, отнесенных к этим группам. Итого – 10 процентов. Я подчеркиваю: таково положение в лучшей школе!

Позже, встречаясь с учителями других школ, я выяснял у них процент учащихся, освобожденных от физкультуры. Больше или меньше, но в среднем их число вращается вокруг тех же 10 процентов.

А теперь хотя бы теоретически отсчитаем эти проценты от 42 миллионов школьников: более 4 миллионов детей или не могут активно заниматься физкультурой, или не имеют возможности участвовать даже в школьных соревнованиях. Не означает ли это, что 10 процентов школьной молодежи как бы консервируются в физической пассивности, а начальные отклонения в здоровье уносят с собой во взрослую жизнь?

Как видите, все не так просто, если рассматривать наши проблемы в масштабах страны. И пусть этих ребят будет не десять процентов, а пять: значит, два миллиона...

Мудрый учитель физкультуры из другой киевской школы, №70 (стаж работы на одном месте тридцать семь лет!), Михаил Захарович Оселко хитровато прищурился и задал мне вопрос: «Объясните, почему в послевоенные годы, кажется, до 60-х годов, в школах не было ни специальных, ни подготовительных групп?»

А действительно, почему? Военные и послевоенные дети, как и взрослые, приняв на себя тяготы трудных лет, не в пример нынешним были, оказывается, здоровее сверстников 80-х годов?

Продолжая тот разговор, учитель сказал: «А теперь задумайтесь, как я могу сказать Юре Ященко, который с первого класса в специальной группе: сейчас класс будет бегать тысячу метров, а ты сиди на скамейке. Нет, я скажу: пробеги половину, а затем я у тебя пульс измерю. Если у меня специальная группа не выделена в отдельные часы, то хуже только мне, но лучше – детям».

Да, выделение освобожденных ребят в отдельные группы и занятия с ними в другое время позволяют учителю получать лишние часы и, естественно, деньги. Однако лучшие учителя физкультуры (нарушая правила, а на самом деле поступая правильно!) берут на свои уроки всех освобожденных, снимая с них печать физической неполноценности. И делают это, поступаясь дополнительным заработком, во имя того, чтобы увидеть детей здоровыми. Я не говорю о тех, кто освобожден «справкой», а думаю об истинно больных. Памятуя извечный лозунг медицины: «Не повреди!», лучшие учителя физкультуры дают освобожденным нагрузку, достаточную, чтобы справиться с ней, а значит, не слабеть сначала духом, а потом и телом.

Я интересовался у разных учителей: а возрастает ли число школьников, по тем или иным причинам освобожденных от физкультуры? Да! Не будем путаться в процентах, перемножая новые тысячи. Задумаемся о тенденции.

Что же получается? Многие из школьников своими ногами приходят в школу, на переменах носятся по коридорам, а когда звонок призывает их в физкультурный зал, оказывается, они освобождены от школьного урока.

Как сейчас не вспомнить Вильму Рудольф? Это она, переболев полиомиелитом, училась ходить в школьном возрасте и стала олимпийской чемпионкой в беге на 100 метров! Как не вспомнить Мюрея Халберга – олимпийского чемпиона в беге на 5000 метров, имевшего парализованную руку? А Ирина Роднина, тяжело переболевшая в детстве и ставшая трехкратной олимпийской чемпионкой?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены