Что ценится сегодня в работе учителя физкультуры? Победа!
Победа в спорте – главное слово. Победа позвала за собой миллионы наших ребят и сотни из них сделала олимпийскими чемпионами. Победа – слово важное, необходимое, но, как бы сказать поосторожнее, ослепляющее, что ли. И слово это дурманит многие головы, заставляя стремиться вперед и вверх. Что поделаешь, такова правда спорта.
Но когда на соревнованиях я вижу возбужденных своей «правотой» учителей физкультуры, якобы проигрывающих честь школы на районных соревнованиях, когда слышу их слова, упрекающие судей в предвзятости и т. п.. мне становится обидно за них. Школьный учитель физкультуры должен жить другими интересами, а в его душе и совести должна вызревать иная гордость. И чувство это должно быть продиктовано не сиюминутным успехом, цена которого – тьфу! – ведь уже завтра об этой победе все забудут. Нет, в умах и сердцах школьных учителей физкультуры должна закладываться новая модель, имя ей – здоровье будущих созидателей. А итоги этой работы должны подводиться не на соревнованиях, где выступают единицы, а в отчетах подростковых поликлиник и районных военкоматов.
А спорт? Спорт в школе – удел одаренных. И пусть одаренные в движениях занимаются в спортивных школах, а одаренные в пластике – в балетных. Совершенствование личных способностей – дело добровольное. Но здоровье, определенное В. И. Лениным как «казенное имущество», – категория не бесхозная!
А можно ли ставить вопрос о принудительном (какое нехорошее слово!) занятии собственным здоровьем, как это делается в армии? Там ведь занимаются очень серьезно. Опыт воинской службы давно подсказал: физическое состояние солдата – гарантия успешного выполнения им воинского долга. Вручается военная техника и целенаправленно, настойчиво внедряется физкультура. Почему же в условиях гражданских (школа, техникум, институт) это сделать нельзя? Разве на современном производстве техника менее сложная?
Я убежден, что сейчас надо думать не об увеличении времени, отводимом на физкультуру. Это мера частичная. Надо думать об изменении отношения к физкультуре.
Что же делать с тобой, урок физкультуры?
Недостатка в предложениях нет! И наиболее распространенная точка зрения: урок физкультуры должен быть ежедневным1 Все правильно. Только отсутствие залов, насыщенность программ по другим предметам не позволяют пока думать об этом.
А может, все-таки да?!
Вот если после детсада, после четвертого, восьмого, десятого классов были бы государственные экзамены! Пожалуйста, не пугайтесь, именно государственные. Вспомните еще раз слова В. И. Ленина: «Здоровье – казенное имущество».
Мне предоставилась возможность проследить путь продвижения отдельной личности в реально существующей системе: детский комбинат № 445 Киева (директор Л. И. Пархоменко), средняя школа № 146 (учитель физкультуры И.М. Левитас) и подростковая поликлиника (старший врач С.С. Орловская).
Следуя по этой цепи, я добрался до удивительного вывода. Оказывается, заинтересованное сотрудничество и деловая связь между этими учреждениями позволили школе № 146 занять первое место в микрорайоне по состоянию здоровья. Но еще и стать победительницей в республиканском конкурсе по спортивно-массовой работе и занять второе место в стране по подготовке значкистов ГТО. Как видите, одно другому не мешает.
Итоги, достигнутые товарищами из Киева, не требуют рекламной кампании и выездов на место по изучению опыта. В их работе нет ничего уникального, а есть желание поддерживать друг друга, имея в руках достояние, каким и является здоровье будущего гражданина.
Все было непросто в становлении центрального звена системы – школы. Учитель физкультуры Илья Михайлович Левитас на протяжении многих лет говорит родителям, недовольным плохой оценкой по физкультуре, одно и то же: «Пусть занимается дома. Если он (она) не успевают по математике, вы ведь не пускаете их гулять, пока не сделают уроки».
Речь о домашних заданиях по физкультуре. Идея простая и эффективная.
А теперь задумайтесь, какие бы у вас были знания по математике или физике, если бы по этим предметам не было учебника, домашних заданий и экзаменов? Что же делать учителю физкультуры, от которого мы ожидаем многого? Не забываем ли мы, что здоровье будущих граждан нам должно быть дороже не меньше, нежели знание бинома Ньютона. Нет, я не противопоставляю ум и силу, но по-прежнему уверен: одно немыслимо без другого.
Почему же в первую очередь должна быть решена проблема домашних заданий по физкультуре? Во-первых, они приучают к системе в занятиях. Во-вторых, организуют неконтролируемое время школьника. В-третьих, заставляют трудиться самостоятельно. В-четвертых, позволяют открыть в себе скрытые резервы. В-пятых, приучают делать нелюбимое дело, не получающееся с первого раза. Я не говорю, в-шестых, – делают здоровым, это и так понятно.
Сегодня система оценок по физкультуре ничего не говорит о состоянии здоровья. И пятерку можно получить за выполнение эпизодических нормативов. А если бы попробовать систему контроля? А значит, сопоставляемые измерения. Все чаще и чаще поговаривают о карточке (паспорте) здоровья. Наличие такого документа дисциплинировало бы не только проведение урока. И школьник, и учитель, и родители видели бы плоды своей работы.
Как было бы здорово, если бы эта часть работы стала главным звеном единой системы физвоспитания. Детсад – 3 года+школа (ПТУ, техникум) – 10 лет f армия (вуз) – 2 – 5 лет. В идеальном варианте система здоровья продолжительностью в 15 – 18 лет – срок достаточный, чтобы заложить прочные основы здоровья на всю жизнь.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Роман. Окончание. Начало в №№ 14 – 21.