Прочитал проблемную статью «Урок физкультуры» («Смена» № 12) и вспомнил прекрасный фильм «Доживем до понедельника». Это там в среде умных учителей объявляется дуроватый коллега, физкультурник. Он врывается в учительскую, и... зрителям все уже ясно. А на экране учителя демонстрируют свое отношение к равноправному коллеге. Это в кино, а в жизни?..
Когда я окончил институт, один из первых моих директоров, человек грамотный и интеллигентный, сказал мне, восторженному лейтенанту физкультурных войск: «Подождите, придет время, и вы будете стесняться своей профессии».
Стесняться?.. Начинал я в детской спортивной школе, работал в институте, стал кандидатом наук, был старшим тренером сборной команды страны. Отдав жизнь большому спорту и написав о его делах и людях немало, берусь утверждать: прекрасна, неисчерпаема и крайне необходима подрастающему поколению профессия учителя физкультуры.
Представьте, у вас в школе прекрасный учитель математики. Это он нашел у вас замечательные способности и неустанно готовит вас к поступлению на физмат. Но вы почему-либо не последовали его призывам и стали зубным врачом. Представьте, в вашей школе вдохновенно трудится учитель литературы. Восхищаясь вашими способностями, он зачитывает вслух ваши сочинения и пророчит карьеру известного журналиста. Но вы по какой-то причине не последовали его советам и стали строителем. Как видите, даже высокая оценка ваших способностей еще не гарантия успехов в будущем. Нет, вы, конечно же, добьетесь их: в роли врача и в роли строителя, но, согласитесь, успехи могли быть выше, если бы вы объединили природные способности и призвание.
А вот если в вашей школе оказался прекрасный учитель физкультуры, кем бы вы ни стали, плоды его работы вы будете ощущать всю жизнь. Учитель должен подарить вам физическую активность – существенное богатство в стремительный век умных машин и нервных стрессов.
Физическая активность. Как ни странно, в эти слова можно вложить много. Утренняя зарядка. Гигиена тела. Умение чередовать работу и отдых. Плавание. Оздоровительный бег. Гимнастика. Лыжи. Велосипед. Режим питания...
Пишу о предметах, изучаемых в институтах и техникумах физкультуры. Ваш учитель знает о них больше других. Но я не сказал о физической нагрузке, способной видоизменять тело и характер. Это физическая нагрузка заставляет преодолевать себя. «А зачем?» – удивленно спрашивает ваше тело, молодое, раскрепощенное и счастливое в своей неповторимой звонкости. Зачем? Пройдут годы, и физическая нагрузка останется единственным советчиком в борьбе со старостью, болезнями, недомоганиями...
Вы улыбаетесь? И правильно делаете. Читатель журнала, человек комсомольского возраста (и немного старше), не скоро задумается над этим. Хотя ученые полагают, что процессы старения начинаются после... двадцати пяти лет.
Если учитель физкультуры отдаст вам часть души и знания, можете считать себя счастливым человеком. Какую бы вы специальность ни выбрали. какой бы пост ни заняли, значительная часть успехов будет зависеть от состояния здоровья. Ни ум. ни талант, ни удача не смогут предложить вам великое ощущение – работать, не уставая. А значит, делать больше и лучше
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» записано:
«Физическая подготовленность значительной части населения еще не в полной мере отвечает требованиям, которые предъявляет к человеку современное производство и служба в Вооруженных Силах СССР».
Это речь о юношах и девушках в возрасте 18 лет, какими они вышли из школы.
«Народное хозяйство несет значительные потери от болезней рабочих и служащих, зачастую связанных с их слабой физической закалкой».
Это уже о людях далеко не школьного возраста.
«Физическая культура должна входить в повседневную жизнь широких слоев населения, особенно детей».
Спросим у самих себя: каким образом? А спросив, разберемся, чем в этом отношении обеспечены наши дети.
Первое. В стране 145 тысяч начальных, восьмилетних и средних школ. Система детских спортшкол (шесть тысяч) охватывает 15 процентов школьников. Опыт моей работы подсказывает: 15 процентов – это так называемый списочный состав. Огромный отсев из детских спортшкол – явление, требующее изучения. Второе. Учебный год в школе длится 200 дней, в среднем по шесть часов – 1200 часов. Согласно программе 1983 года, на уроки физкультуры отводится 70 часов в год. Третье. Сегодня урок физкультуры – это (наиболее часто!) построения, перестроения, выравнивание в линеечку и... образно говоря, «рукомахание». Четвертое. Во многих школах по всем предметам давно созданы учебные кабинеты. Только физкультурный зал практически ничем не обогатился. Пятое. До 1956 года физкультурные залы в школах не строились. (Не путать с актовыми, используемыми для уроков физкультуры.) Сегодня обеспеченность школ физкультурными залами в стране составляет 58 процентов.
Как видите, есть объективные причины, если не оправдывающие, то объясняющие неудовлетворительное состояние школьной физкультуры. И не получилось ли так, что объективные причины не сразу, но постепенно видоизменили наши представления о физкультуре?
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Рассказ