Обушок

Петр Пашкин| опубликовано в номере №742, апрель 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

В цех ураганом влетел директор. Он был огромного роста, смуглый, черноглазый, брови - иному бедняку на целые усы хватило бы. Остановился возле мастера и начал перекидывать губами папиросу из одного угла рта в другой.

- Почему не проточили вал? - спросил директор.

- Не на чем.

- Подумай, Алексей Иванович, подумай. Ты понимаешь, что будет, если мы не пустим большой компрессор? Мы остановим всю пневматику и сорвем программу.

Мастер пожал плечами.

- Нельзя?... Не верю. Допускаю, что ты как мастер не нашел решения, но... У нас народ талантливый. Если бы я не был убежден в этом, я бы отдал вал на соседний завод... Может быть, ты стесняешься поклониться рабочему? Ну, так я поклонюсь. Позови Силу Авдеича.

Старый токарь долго ходил молча вокруг станка и вала, измерял, высчитывал и, наконец, изрек:

- Нельзя обработать: станок не позволяет.

- Подумайте, Сила Авдеич, - посоветовал директор, - вы рационализатор и слово «нельзя» никогда не признавали.

- Я и сейчас не признаю. Невозможного не существует. Поднимем бабки на плиты одинаковой высоты и обработаем.

- Ценная идея, - подчеркнул директор.

- Я об этом думал, - вставил Алексей Иванович, - но не выгодно по времени, скорее новый вал сделаешь.

Подошел Фока Самофал. Похлопал легонько директора по плечу, как будто это был его друг - приятель. А когда тот обернулся к нему, толкнул себя пальцем в грудь и сказал:

- Я проточу.

- Вот видите! - обрадовался директор.

Но мастер посверлил пальцем висок, показывая при этом на Фоку, дескать, у парня не совсем исправно приспособление для смекалки. Директор попросил Самофала объяснить технологию обработки вала.

Фока сказал, что старые мастера привыкли к такому методу обработки, когда вращается изделие, а резец не слеша едет себе на чугунных салазках к передней бабке. А почему бы не поменять им роли? Вал посадить на салазки, а резец заставить вращаться.

Директор посмотрел на мастера и Засыпкина.

- А ведь умно, а? - сказал он и посверлил висок пальцем, но уже совсем с другим значением.

Простота способа ошеломила Силу Авдеича. Он смотрел на Самофала с нескрываемой завистью и восторгом, но его профессиональная гордость страдала. Машинально ступая, он опрокинул ведро с эмульсией и побрел по молочно - белой жиже, бормоча себе под нос:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены