В редакцию пришло письмо от учащейся одного из архангельских техникумов Валерии В.
Вот что она писана:
Дорогая редакция!
Еще в прошлом году в «Смене» были опубликованы новогодние пожелания читателям. В одном из этих пожеланий говорится, как важно для молодежи не растрачивать жизнь попусту, а строить ее так, чтобы она являла собой образец служения народу. «Только сделав в этом отношении все, что в его силах и возможностях, человек на склоне дней своих с удовлетворением отметит, что он недаром прожил жизнь, что он принес пользу человечеству»,
Эти строки меня взволновали. Хорошо сказано: «...недаром прожил жизнь... принес пользу человечеству». А как это сделать?
Я недавно окончила десятый класс средней школы и поступила в техникум. Многие мои подруги говорят, что жизнь каждой девушки неизбежно будет ограничена семьей, что самое большее, чего можно добиться, - это быть любимой женой. И я вполне согласна с таким мнением.
У нас в группе нет дружного коллектива, общественная работа поставлена плохо. Каждую субботу юноши и девушки идут куда - нибудь танцевать. А на танцах всегда одни и те же лица, одни и те же пластинки и серые стены зала. Мне все это ужасно надоело. Неужели будет так: окончу техникум, пойду работать, выйду замуж, потом дети, семья, и буду я бегать по базарам, заниматься разными хозяйственными мелочами? И в этом будет заключаться вся жизнь? Но что я могу сделать? Валерия В.
Поскольку вопросы, затронутые девушкой, представляют, на наш взгляд, интерес не только для нее одной, мы попросили писательницу Елену Катерли ответить Валерии.
Дорогая Валерия!
Одновременно с вашим письмом, которое мне прислала редакция, я получила письмо от девушки с Украины. Оно заканчивалось почти так же, как ваше, - вопросом: «Что я должна делать?»
Украинка, как и вы, учится в техникуме. Только будущее ей рисуется совсем по - другому.
«Закончив техникум, - пишет она, - я стану строителем. Буду возводить дома, школы, клубы. Постараюсь попасть в такие места, где будет строиться не отдельный дом, а целый город или поселок... Кроме того, мне хочется быть артисткой, потому что я очень люблю театр, занимаюсь в драматическом кружке и участвую в спектаклях. Еще я думаю завоевать первенство по плаванию, и вообще мне очень многого хочется, например, стать писательницей. Я пишу стихи для нашей техникумовской стенной газеты... Но у меня не хватает времени заниматься всем, что нравится, и я прошу посоветовать, что я должна делать, чтобы не ошибиться, где я принесу больше пользы людям».
Письмо украинки перекликается с мыслями многих наших юношей и девушек. Перед ними открыты такие широкие горизонты, такие возможности увлекательно жить и работать, что поневоле растеряешься. И я не могу себе представить, дорогая Валерия, чтобы ваши сверстники не сумели организовать ничего более интересного, чем танцы под радиолу.
Вы жалуетесь: у нас в группе общественная работа «поставлена плохо». А кто виноват в этом? Вы и ваши подруги. Ведь веселая, интересная, полезная жизнь не выдается где - то по талонам, а создается самим человеком. Мне даже непонятны ваши жалобы на скуку, непонятны такие слова: «Все это ужасно надоело». Если надоело, так надо бороться за то, чтобы жизнь вокруг забила ключом!
Многие юноши и девушки не любят, когда старшие приводят в пример свою молодость. Но я все же расскажу один случай. В 1924 - 1925 годах группа заводских ребят, в том числе и я, выпускала заводскую газету. Газета была стенная, выходила каждую неделю, и мы старались сделать ее не только боевой и интересной, но и красивой. По вечерам, после работы, мы собирались в столярном цехе, обсуждали заметки, а потом, разложив на полу листы бумаги, аккуратно переписывали их от руки.
С каким увлечением занимались мы этим! Как радовались каждому удачному рисунку, каждому смешному стихотворению, острой карикатуре! Иногда мы заканчивали работу поздно ночью. Мне на всю жизнь запомнилась такая картина: чистый снежок запорошил заводской двор, ярко светятся окна цехов, где трудится вечерняя смена, последние трамваи бегут за воротами, а мы идем с готовой газетой к щиту.
В те годы нам и в голову не приходило требовать, чтобы кто - то организовывал и устраивал для нас развлечения. Не было клуба, и мы сами оборудовали в пустующей церкви зал для спектаклей и концертов, сами мастерили костюмы, сами добывали грим, сами упрашивали актера из городского театра заниматься с участниками драматического коллектива. Мы очень хорошо понимали: у государства немало забот поважней, чем организация развлечений для молодежи.
Когда я сталкиваюсь с жалобами, подобными вашим, мне делается обидно. Как могут молодые люди сетовать на скуку? Они сами должны заботиться о себе, да и не только о себе, но и о нас, людях старшего поколения, которые всегда рады посмотреть и хороший самодеятельный спектакль и интересное выступление спортсменов, танцоров, музыкантов.
Меня удивляет также, что одну из больших радостей человеческой жизни - любовь, семью, детей - вы тоже представляете себе в мрачном свете: «выйду замуж, потом дети, семья, буду бегать по базарам...» Конечно, можно и так строить жизнь, но сколько мы наблюдаем вокруг других примеров! Мы видим молодые семьи, занятые общим трудом. Видим молодых родителей, для которых воспитание детей - радость и отрада. Бесстрашно отправляются эти семьи на целину, на новостройки и ведут свою жизнь без «ругани» и без «сплетен».
Но такие семьи - счастливые, дружные - возникают у тех, кто имеет в сердце большое чувство, у кого есть любимая работа, общие интересы и стремления. Если увлекаться только «танцевальными вечерами», такой жизни не построишь!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.