Обушок

Петр Пашкин| опубликовано в номере №742, апрель 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Здоров, - ответил Сила Авдеич, садясь. Варвара Игнатьевна умела отвлечь мужа от мрачных мыслей.

- Кагорчику, Силаша, или портвейна? - затараторила она и, не дожидаясь ответа, подала и того и другого в маленьких графинчиках.

Сила Авдеич степенно выпил две рюмки, вытер усы и принял из рук жены серебряную вилку с мелкими рыжиками на ней.

Пока жена выходила на кухню. Сила Авдеич дважды успел приложиться к рюмочке, а когда Варвара Игнатьевна вернулась с блюдом жареной рыбы, спросил:

- Варя, можно еще рюмочку, а? Варвара Игнатьевна кивнула головой и положила на тарелку румяный кусок судака. Добродушный, но не ласковый Сила Авдеич поймал руку жены и поцеловал, что с ним случалось очень редко.

- Не - ет, вот что значит хорошая жена! Пять минут назад я был змей лютый: ни за что ни про что Барсика обидел. Барсик, Версии! - позвал кота Сила Авдеич.

Последнюю рюмку он налил без разрешения Варвары Игнатьевны и отодвинул от себя графинчики, Варвара Игнатьевна поставила на стол никелированный самовар, похожий на большую граненую рюмку. Сила Авдеич выпил чай и положил стакан в блюдце.

- Что же ты? Пей, - огорчилась Варвара Игнатьевна, любившая и полить и поговорить под шум самовара.

- Чай не водка, много не выпьешь, - пошутил Сила Авдеич и стал подробно и долго рассказывать жене о том, как Фока обскакал его на валу, а теперь хочет обскакать и на цилиндрах.

Часы, зашипев сердитым гусем, пробили девять раз. Сила Авдеич попросил убрать со стола и долго чертил и хмурился. Под конец он разорвал все, что сделал, и лег слать. Слалось ему плохо, из всех углов лезли рогатые цилиндры, которые он будто бы обрабатывал на каких - то немыслимых, фантастических приспособлениях.

Поднялся Сила Авдеич часов в пять утра, умылся, открыл окно и, облокотившись на подоконник, с наслаждением вдыхал свежий воздух.

- Ты что это поднялся в такую рань? - забеспокоилась Варвара Игнатьевна. – Охватит ветром, простудишься...

Выпив чаю, Сила Авдеич отправился на завод. Он выточил оправку, похожую на бутылку из - под кефира, и надел на нее цилиндр, как надевают трубу на горловину самовара. Деталь установилась точно по центру, но подойти к ней с резцом не было никакой возможности. Чтобы не видели его неудачи, он снял деталь со станка, присел на поковку и задумался. В этой лозе и застал его Фока. Увидев оправку, он понял мысль старика и не мог удержаться, чтобы не примерить на своем станке. Но вместо того, чтобы вставлять оправку, как Засыпкин, в шпиндель передней бабки, он вставил ее в заднюю. Оставалось подвести деталь к патрону и закрепить, на что ему действительно требовалось не больше десяти минут.

- Да ты, Фоша, мало сказать умница, ты разумница! - воскликнул Сила Авдеич, увидев свою ошибку.

- Он придумал, а я разумница, - усмехнулся Фока.

Пришел Алексей Иванович, поздоровался и, кивнув головой на приспособление Засыпкина, сказал Самофалу:

- Видишь?

Сила Авдеич и Фока установили цилиндры на станки и начали обработку: старик - резцом, Фока - сверлами. Сила Авдеич с недоверием отнесся к работе сверлом. Когда Фока начал окончательную расточку цилиндра, он заглянул внутрь детали, и его рука невольно потянулась к затылку:

- Фоша, милый, да это же чистейший брак!

- Лучше делают и то сходит, - засмеялся Самофал. - Да я же под шлифовку, Сила Авдеич.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены