Вскоре, 25 августа 1880 года, друзья Жанны и Поля, актеры, музыканты, журналисты собрались в церкви Святой Троицы, дабы присутствовать на торжественной церемонии бракосочетания. Репортажи об этой свадьбе напечатали все парижские газеты.
Однако родители Поля не успокоились, и даже устроили судебный процесс, на котором пытались доказать, что брак их сына и актрисы не действителен.
Брак оказался счастливым, Жанна родила трех дочерей. К несчастью, увидеть их на сцене Жанне было не суждено. В начале осени 1890 года она, как обычно, готовилась к новому театральному сезону, а 5 сентября отправилась в Трувиль, где проводили летние месяцы муж с детьми. Приехав, Жанна почувствовала себя плохо, и срочно вызванный местный врач определил тиф. Ее тут же отправили обратно в Париж, к столичным врачам, но они не смогли спасти актрису. Жанна Самари, любимая модель Ренуара, скончалась 18 сентября 1890 года, в возрасте 33 лет! Отпевание проходило в церкви Святого Роха, где собралось более 2000 человек – в последний путь ее провожал, рыдая, весь артистический Париж.
Жанна Самари умерла, но продолжали жить ее портреты кисти Ренуара. Один из них, тот, что теперь украшает коллекцию московского музея, оставался с ее мужем до конца его дней. Поль Лагард пережил жену на 13 лет. После его смерти родственники стали распродавать картины, и портрет попал к торговцу картинами Дюран-Рюэлю, а потом был куплен Иваном Морозовым.
Судьба парадного портрета Жанны оказалась более сложной. После Салона, на котором его не заметили, два года он оставался у Ренуара. Потом Дюран-Рюэль взял его на комиссию, но никто не хотел покупать портрет. «Они ничего не понимают!» – возмущался Ренуар.
В 1886 году Дюран-Рюэль устроил в Нью-Йорке выставку «Импрессионисты Парижа» и, наряду с другими картинами, показал американцам «Мадам Самари». Но и там картину не оценили. Тогда Дюран-Рюэль купил ее сам – уж он-то хорошо понимал, как высоки ее художественные достоинства, – а потом перепродал с минимальным выигрышем князю де Полиньяку. Через некоторое время маршан снова выкупил ее у князя и уже за очень хорошие деньги продал Михаилу Морозову. Так и этот портрет Жанны Самари попал в Россию, и теперь заслуженно считается одной из жемчужин собрания Эрмитажа.
В 1881 году Ренуар все-таки женился. Алин Шериго, милая, «пухленькая, но с осиной талией», дала Ренуару то, в чем он так нуждался – душевный покой, а потоми детей (троих сыновей), семью. Одного из сыновей Ренуар назвал Жаном – кто знает, может, в память об очаровательной Жанне Самари?
Всю свою жизнь Ренуар писал женщин. Он умел восхищаться женской красотой, при этом для него было совсем не важно, кто ему позирует – аристократка или служанка, известная актриса или нищая натурщица с Монмартра. Они все ему были интересны. Появлялась потом на его картинах и Жанна – ее легко узнать в героинях картин «Качели», «Портрет девушки с распущенными волосами». И после смерти она жила в его памяти, в его искусстве.
В 1899 году Ренуара настигла болезнь – ревматизм нанес свой первый удар. По совету врачей Огюсту пришлось всю зиму провести на юге. С тех пор тяжелейший артрит постепенно подтачивал его силы, но зато слава художника росла. Его искусство было признано не только во Франции, но и во всем мире. Персональные выставки с триумфом прошли в Вене, Дрездене, Берлине, Лондоне и Будапеште. А болезнь все наступала…
Но ничто не могло заставить Ренуара впасть в уныние – он так же восхищался жизнью, как и в юности, так же писал прекрасных женщин, чудесных детишек, пейзажи, натюрморты. Прелестные купальщицы, одалиски, румяные малыши – на его картинах мир полон гармонии, счастья и любви.
«В жизни и так достаточно тяжелого, чтобы это еще изображать», – говорил Ренуар. И почти до самой смерти, с трудом удерживая кисть в ревматических руках, творил Красоту.
Великий французский художник умер 3 декабря 1919 года.
Но живо его искусство, и благодаря его гениальной кисти по-прежнему пленяет нас своей неувядаемой прелестью Жанна Самари, замечательная актриса, навечно вписанная в труппу великого парижского театра Комеди Франсез и – в историю мировой живописи.
Во весь экран
|
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Картина «Апофеоз войны»
Картина «Мастерская художника на улице Кондамин»
Картина «Прекрасная шоколадница»
Разговор книгопродавца с Ксенией Тимошкиной
Елизавета Батори