«Комсомольская Правда» сгруппировала вокруг себя крепкий отряд молодых очеркистов. Имена Строговой, Чагана, Смоленского, Киша хорошо известны комсомольскому читателю. При всем различии дарований они имеют много общего в своей манере. Устремленность в противоречия быта, отсутствие фетишизма фактов, идейная насыщенность и молодая жизнерадостность - эти черты проявляются с большей или меньшей степенью талантливости в творчестве названной мною группы очеркистов. С этими чертами мы встретимся и в очерках Чагана, вышедших недавно отдельной книгой.
Заглавие, которое красуется на обложке, вполне соответствует содержанию книги. Да, именно сегодняшний день, взятый не статически, а диалектически, под углом зрения нашего завтра, является главным героем очерков Чагана. Сегодня, неприкрашенное сегодня с его противоречиями, достижениями и трудностями, фигурирует в его очерках.
Пожалуй, недостатки, трудности, противоречия занимают Чагана в гораздо большей степени, чем достижения. Говорит ли он о провинциальной слякоти, затягивающей все живое, об оппортунизме комсомольской ячейки и безобразно - хамском отношении к человеку, - везде сказывается обличительная, «самокритическая» интонация. Отнюдь по случайно, что в книге Чагана заметно влияние Щедрина - особенно в той ее части, в которой рисуется современное пошехонье.
Однако метод Щедрина, взятый в аспекте пролетарского творчества, дает качественно иной результат.
Трагедия Щедрина состояла в том, что он не видел выхода из того тупика, в который его толкнула «расейская» действительность. Это придавало его сатирическим обличениям трагический оттенок, характер горького раздумья о несовершенствах российского быта.
Пролетарский сатирик отчетливо видит искривления и противоречия быта, но ему ведомы «пути и выходы». Вот почему в очерках Чагана нет и следов трагизма, гамлетовщины и меланхолии, но в них нет и намека на дешевый, телячий оптимизм, казенный ура - патриотизм.
Тематика Чагана весьма актуальна. Достаточно указать на то, что ему принадлежит заслуга развенчания кулака Саарека, щедроты которого умиляли комсомольскую ячейку. Но ни этот очерк, рисующий классового врага, приспособляющегося и хитрого, ни очерк о помощнике прокурора, выдвиженца из рабочих, не характерны для Чагана. Основное в его творчестве - это борьба с обломовщиной, сонной провинциальной одурью, косностью и «азиатством».
На необходимость борьбы с обломовщиной указал еще Ленин. Сейчас, когда страна напрягает все мышцы для строительства социализма, обломовщина особенно вредна. Ее нужно разоблачать всемерно, везде. Только вот вопрос: как? Конечно же, не методом'... Гончарова, методом, который органичен для дворянского писателя, выходца из дворянской среды. Ведь в сущности говоря, Обломов выглядит очень добродетельным существом. Перед вами мягкотелый барин, этакий милый и очаровательный лентяй, боящийся насморка и неприятных неожиданностей, вроде перемены квартиры. Огромной стихией таланта Гончаров заставляет читателя следить с вниманием и любовью за судьбой Илюши - владельца Захара и «еще трехсот Захаров». Штольц, энергичный и деятельный Штольц, не может конкурировать с Обломовым по линии моральных качеств.
Описывать обломовщину в тонах добродушия, юмора нам не пристало. Надо прослеживать ее вредную, по - своему активную природу. Надо видеть ее классово - вредные корни. Разоблачать обломовщину можно не методом пассивного, «эпически - мудрого» описательства, а действенным методом сатиры, иронии и сарказма.
Чаган и становится на почву активного разоблачения обломовщины. Он вскрывает ее социально - вредное содержание. Обломовщина - это позорное отставание от темпов строительства, противление лозунгам культурной революции, проявление медлительности и вялости там, где требуется сноровка, «быстрота и натиск». И нам понятно гражданское негодование Чагана, которое особенно ярко выступает в очерках, рисующих уездное захолустье.
Чаган спрашивает: «Каким послесловием закончить строчки о чембарцах?» и отвечает: «Вырывать пошехонье! Воспитывать новых людей, бороться за новых людей и дела! Разве нет комсомола в Чембаре? Есть комсомол в Чембаре! И не ему ли в наследство великий житель Чембара Белинский оставил завет - требование:
«Без борьбы нет заслуги, без заслуги нет награды, а без действия нет жизни».
Ведь страшно не пошехонье, а, бездействие!
Оборотная сторона обломовщины - движение, динамика, борьба. Ненавидящий покой славит движение. И для пас нет ничего неожиданного в том, что над циклом очерков о строительстве красуется заголовок: «Движение».
«Бои на Днепре» - это рапорт о вихре работ, движении, усилии, поднятом революцией на спокойной глади Днепра. Отныне обломовщине приходит конец. Находясь между молотом ударничества и наковальней соревнования, ее дряблое тело будет безжалостно раздавлено...
Пишет Чаган живо, увлекательно. Он умеет «обыграть» то или иное положение соответствующим литературным приемом, причем в литературных приемах Чагана сказался в значительной мере присущий ему волюнтаризм. Например, очерк «Без дремоты» начинается так:
«Ленивый покой Черноголового пруда, густой зеленый цвет реки - Клязьмы, шелест листьев в густом, сосновом бору, звуки пастушьей дуды и сотрясение корпуса фабрики...»
Какой - нибудь лефовский критик, не терпящий беллетристических кружев и нашивок, запротестовал бы.
- Что за «романтическое» начала?
Однако описание, которое мы только что привели, не имеет ничего общего с бесцельным, беллетристическим украшательством. Оно подчинено основной цели очерка - показать дремотное состояние Глуховки, бездеятельность, царящую в ней, духовную спячку. Это становится особенно очевидным, когда читаешь заключительные строки очерка.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.