Студентами Московского высшего аэромеханического училища построен на средства, собранные читателями «Комсомольской Правды», первый дирижабль, кладущий основание плановому строительству дирижаблей в СССР.
Молодежь, одерживающая успехи на различных участках хозяйственного строительства, и в таком новом, ответственном и сложном деле, как дирижаблестроение, одержала полную победу. Дирижабль «Комсомольская Правда» построен, несмотря на ряд препятствий и трудностей, и готов к первому рейсу. О том, как был построен этот первый комсомольский воздушный корабль, об успехах и достижениях дирижаблестроения за границей и его перспективах в СССР рассказывает в своем очерке один из организаторов постройки дирижабля член Всесоюзного воздухоплавательного комитета тов. В. Иванов.
535 убитых и 1358 раненых.
Таков урон, понесенный англичанами во время империалистической войны от налетов на Англию германских дирижаблей.
Небольшой урон! Что значит для войны, поглотившей миллионы жизней, 535 убитых? Сущие пустяки.
И сами немцы к концу войны и после нее считали, что дирижабли не оправдали себя в этих операциях. Но... смолк гул канонады на западном фронте. От войны на Западе остались финансовая и промышленная депрессии, безработица, бремя налогов, миллионы искалеченных полулюдей на улицах Берлина, Парижа, Лондона и обширная литература, посвященная неслыханной в мировой истории бойне.
Наряду с другой литературой о войне в Лондоне недавно вышла интересная книга известного английского военного специалиста Морриса, придерживающегося иной точки зрения на военное применение дирижаблей.
Моррис писал:
«Дирижабли являлись для Англии самой тяжелой опасностью».
Знаменательное признание! Действительно, дирижабли с бомбами, часто среди ночи появлявшиеся над Лондоном, были для жителей британской столицы воплощением ужаса и производили страшное деморализующее влияние на население Англии. В качестве предохранительных мер от налетов цеппелинов англичане вынуждены были расположить вокруг Лондона и по всему побережью огромное количество зенитных батарей и 12 самолетных эскадрилий, единственная задача которых заключалась в борьбе с дирижаблями.
Независимо от этого, вся Англия каждую безлунную ночь в ожидании очередного налета германских дирижаблей погружалась во мрак, совершенно прекращалось железнодорожное сообщение, останавливали работу военные фабрики и заводы.
Сами англичане сознаются, что в результате налета цеппелинов производство военных материалов сократилось на 17%. Эффект, которого не ожидали и сами немцы.
Теперь легко себе представить, какие опустошения, какое громадное деморализующее влияние может оказать дирижабль - гигант, груженный бомбами, с многочисленными пулеметами, с пушками и шестью самолетами на борту. А именно такие дирижабли строит сейчас Америка.
Значение дирижабля, как средства связи в мирной обстановке, еще более велико.
Дирижабль может покрывать огромные пространства без остановки, неся на борту значительный груз и сотни пассажиров, что не под силу самолету.
Новые английские дирижабли могут облететь земной шар без остановки. Фантазия Жюль - Верна превзойдена действительностью. Уже современные дирижабли могут поднимать полезного груза до 100 тонн.
Для дирижабля не страшны ни штормы, ни туманы, ни ночь, ни остановка мотора. Современный дирижабль становится оружием стратега и мировым средством связи.
С какими огромными усилиями пробился ледорез «Литке» к о. Врангеля, чтобы доставить его обитателям продовольствие. Но ведь «Литке» мог, при более тяжелых условиях, и не достичь о. Врангеля и тогда оторванная от материка горсть смельчаков гибла - б наверняка. Дирижаблю же ничего не стоит в любое время, почти при любых метеорологических условиях перебросить нужный груз куда угодно. Последний кругосветный перелет немецкого дирижабля «граф Цеппелин», кстати уже успевшего «налетать» 150 тыс. километров без аварии, блестяще подтвердил, что проблема пассажирского сообщения на дирижаблях на дальние расстояния разрешена. Весь кругосветный перелет совершен дирижаблем в 12 летных дней, 13 час, 31 мин., причем на его борту было 60 пассажиров и большое количество груза и почты.
Неудивительно теперь, что страны Запада с лихорадочной поспешностью строят сейчас гигантские мощные дирижабли. Немцы строят дирижабль объемом 150 тыс. куб. метров, англичане совсем недавно построили два дирижабля объемом 140 тыс. куб. метров каждый.
Американцы спешат обогнать англичан и немцев. Миллионы долларов бросаются ими на дирижаблестроение. Группа миллиардеров во главе с братом Моргана Гербертом Сеттерли вкладывает колоссальные капиталы в дирижаблестроение. В финансировании дирижаблестроения принимает активное участие Форд, не любящий бросать деньги на ветер. Мощная американская дирижабле - строительная компания «Гудияр - Цеппелин» строит первый из серии дирижаблей - гигантов, объемом 175 тыс. куб. метров, а группа чикагских капиталистов приступила к постройке еще более грандиозного дирижабля, объемом свыше 250 тыс. куб. метров.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.