Новый кров для детского дома

Альберт Лиханов| опубликовано в номере №1438, апрель 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

Иначе говоря, в стране нашей еще достаточно настоящей, горестной детской беды, и первое, что я хочу подчеркнуть: ребята невиновны в своем одиночестве. Поговорим о родителях — кто они? Иные страдают, маются, прибегают к воротам детских домов, ищут встречи с собственными детьми, но ничего не могут поделать со своей натурой, сломанной пьянством, а то и наркотиками. Другие — и среди них немало молодых матерей — отреклись от ребенка прямо в роддоме, расписались в том и исчезли в людском море. Третьи, отбыв положенное в местах не столь отдаленных, возвращаются к своим детям, но, увы, порой очень поздно. Во всех детских бедах повинны родители. Увы, слишком часто родня этих детей — дядья, тетки, бабки и дедушки — если и не отворачиваются от них, то не желают или не способны относиться как к собственным. Так что путь один: детский дом.

Для детских домов в последние годы немало сделано. Принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР об этих не очень-то радостных, но необходимых пока домах. Пересказывать суть этих решений смысла, пожалуй, нет, скажу только, что укрепляется материальная основа воспитания, дети будут лучше одеты и сытнее накормлены, придут новые педагоги, и положение работающих там серьезно улучшается. Словом, сделано многое: чтобы детский дом стал подлинным теплым и родным домом, способным внушить ребенку надежду, одарить лаской и любовью.

И все равно: мать, отца он не заменит, нет!

Однако же невинных детей надо обеспечить максимумом человечности — много ли будем стоить мы все как люди, если станем считать это дело чьей-то ведомственной заботой! Немало шумных слов о коммунистическом сообществе наговорили мы друг другу, но не маловато ли истинно коммунистических поступков и дел совершаем в нашей человеческой повседневности? Не слишком ли часто еще ждем, когда кто-то где-то и непременно наверху сделает это властью высшей, приняв постановление, объявив, признав необходимым. Кстати, о необходимости сделать заботу о невинных детях подлинным делом партии и народа — и сказано, и постановлено, но сделать дело-то должны конкретные люди в конкретных городах и районах.

Да, отца-мать не заменишь, какой бы немыслимой доброты люди ни работали в детских домах. И все-таки общество обязано что-то сделать для максимальной реализации нашей человечности во имя этих детей, не так ли?

Однако практика такова, что детский дом, школа-интернат для сирот и детей родителей, лишенных родительских прав, — учреждения, подведомственные Министерству просвещения, не могут прыгнуть выше собственной головы в наиглавнейшем деле. А именно: детский дом не способен даже организационно обеспечить будущность этих детей. Переступил воспитанник порог детского дома, и он сам себе — вольная птица. Подумайте-ка о своих: можно ли, нужно ли предоставить полную волю человеку, закончившему 8 или даже 10 классов?

Сколько внешней помощи еще надо начинающему студенту, ученику профтехучилища, молодому рабочему! А после детдома? И без того одинокие, ребята остаются еще и бесконтрольными. Дай бог, повезет, встретятся на заводе, в ПТУ, институте добрые, сердечные взрослые — не просто дадут койку в общежитии, а проявят участие, станут интересоваться — как с зарплатой, как деньги тратишь, во что одет, с кем водишься. Иными словами, выход из детского дома для многих тысяч наших сограждан — это как падение с обрыва. Только крика не слышно. Эти дети не умеют кричать так, чтобы их услышало общество. Но голос их мы услышать обязаны.

Теперь я должен сказать о себе: зачем про это пишу, почему этим занимаюсь. Современное сиротство — при живых родителях — очень беспокоит меня как одно из наипечальнейших наших несовершенств. Чисто по-человечески. В свое время я обратился в ЦК нашей партии с обширным письмом, предлагающим кардинально изменить обстановку в детском доме, и безмерно счастлив тем, что с этого письма началась подготовка важного документа.

В документе есть пункт, разрешающий предприятиям строить новые детские дома. Он, этот пункт, и открывает ворота для торжества социальной справедливости, создает возможности реально обеспечить будущность покинутых детей. Этим-то и заканчивается мое как бы нравственное объяснение предмета, мое предисловие к важному предложению, которое я выношу на ваш суд.

Предложение состоит в том, чтобы с помощью объединенных усилий заводского народа и педагогики поставить совершенно новый социальный эксперимент — создать новый тип детского дома: детский дом промышленного предприятия.

Почему, спросите вы? Зачем надо заниматься этим предприятию — у него и своих забот немало.

Верно, немало. Точнее, очень много. Среди этих многих забот на одном из первых — кадровая. Чтобы мощно и бесперебойно работала вся система заводского кровообращения, ему постоянно нужны новые молодые люди, привязанные к заводу не только рублем, хорошей работой, перспективой, то есть привязанные выгодой, но еще привязанные морально. Благодарные люди нужны заводу.

Заметьте: одно дело — благодарность взрослого, закаленного жизнью человека. Такой испытывает чувство благодарности к заводу за все вместе, комплексно, и единство параметров, по которым он достиг удачи — получил квалификацию, квартиру, уважение, орден, — есть не что иное, как судьба.

У молодых же ни о какой благодарности речи нет. Годы требуются, чтобы возникло это высокое чувство.

Итак, молодые кадры. Кроме, пожалуй, выпускников заводского профтехучилища, все остальные новички — просто люди с улицы. В лучшем случае ученики подшефных школ, не попавшие в институт или техникум. Придут, осмотрятся, кто-то остается, кто-то исчезает. Типичная ситуация.

Не отрицая этих ручейков, из которых и сливается кадровая река, я предложил бы создать, по существу, особую кадровую школу, постоянно, каждогодно поставляющую своих воспитанников заводу. При этом каждый ученик заранее знает, что он уже со школьной скамьи числится человеком завода. Детский дом промышленного предприятия призван будет сыграть роль коллективного родителя, участвующего в воспитании и образовании своих детей.

Приглашение детей — именно приглашение! — в детский дом завода должны сделать сами рабочие, специально избранный актив из наиболее благородных и зрелых людей. При этом детям надо прямо и откровенно сказать, что их приглашают не просто в новый детдом, где будет лучше и интереснее жить и учиться, а именно в заводской детдом, и приглашает именно предприятие, которое даст им самое главное: будущность.

После детдома — этого детдома — они не полетят с обрыва во взрослую жизнь. Они просто переступят с одной ступени на другую в одном и том же доме. Из заводского детдома перейдут в заводской цех, получив заранее специальность, получив место в общежитии, а потом и квартиру. И этот заводской цех не станет чем-то абсолютно новым и пугающим, потому что практику ребята будут проходить вполне определенно: каждый класс — в своем цехе, прикрепленном к классу постоянно, на долгие годы.

По существу, предприятие берет под свое крыло обездоленных детей, даруя им профессию, жизненную перспективу, гарантированность рабочего места, жилья, равный с остальными социальный и гражданский статут. Приходя на завод, такой молодой рабочий не станет смотреть на сторону уже хотя бы потому, что у него непременно возникнет чувство привязанности.

Чувство это будет глубоким, многолетним, серьезным, если, конечно, его не разрушать.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Детский дом промышленного предприятия

Педагогическое задание на проектирование

Отпуск надо заслужить

Девять парней одного призыва

Дом нашего завтра. Новый проект молодых архитекторов

Париж. 1984 год. Жюри конкурса «Жилище завтра», организованного ЮНЕСКО и международным Союзом архитекторов, подводит итоги