Ночной сигнал

Юрий Чернов| опубликовано в номере №748, июль 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Нет, нет. То, что вы предлагаете, невозможно.

Человек поднялся с дивана.

- Барон Трегер, я вам ничего не предлагаю. Я буду с вами еще откровеннее. Только слепые не видят, что мы накануне новой кровопролитной войны. Не делайте больших глаз, мы с вами не дети.

Гость, видимо, тоже волновался. В его речи стал заметен легкий акцент.

- Почти полгода стоят на Босфоре двадцать два вымпела русской Черноморской эскадры, из которой добрая половина линейные корабли и новые фрегаты. Пятнадцать тысяч отборных российских войск экспедиционного корпуса разбили лагерь в Буюкдере, всего в нескольких десятках миль от Стамбула. Русские офицеры вместе с турками укрепляют Дарданеллы... Да, да. Все это делается, чтобы помочь султану разбить войска своего восставшего вассала, полчища которого вторглись на юг Турции. Вы думаете, случайно Черноморский флот вышел к турецким берегам уже на следующий день после просьбы султана оказать ему помощь? Альянс России с Турцией вовсе не устраивает западные державы. Наши дипломаты заявили решительный протест, угрожая ввести свои корабли в проливы. Но русское правительство ответило, что будет рассматривать этот шаг как объявление войны России. Сейчас стало известно, что султан склонен подписать договор с русскими, по которому проливы будут открыты для России и закрыты для их противников. Мы должны помешать этому. Надо ослабить силу русских всюду, в первую очередь в Европе - на Балтийском море.

Гость снова опустился на диван. Тонким надушенным платком коснулся лба. Сказал другим тоном:

- Мне хорошо известны ваши честолюбивые планы. Беллинсгаузен своенравен и упрям, но и к нему мы подберем ключи. Хотите вы командовать «Силистрией»? Добейтесь, чтобы в походе головным шел не «великий князь Михаил», а корабль капитана 1 - го ранга Севрюкова «Арсис». Тогда ваше назначение обеспечено. Слово джентльмена.

Барон Трегер, не оборачиваясь, смотрел на широкую гладь Невы.

Третью неделю корабли второй флотской дивизии были в море. К вечеру в мглистой дымке открылся остров Даго. Среди сосен на холме хорошо была видна древняя приземистая маячная башня из плитняка. Когда - то на ней жгли дрова, чтобы предостеречь мореплавателей от камней близ острова. Несколько лет назад флотский офицер Николай Бестужев, фамилию которого после бунта на Сенатской площади боялись громко произносить, в маячном деле ввел новшества. Он заменил коптящую масляную лампу, и дальность видимости огня сразу увеличилась.

Ветер заходил с зюйда. Тяжелые зеленые валы катились за кораблями эскадры и, догнав, тяжело били в корму. Трехмачтовый фрегат «Паллада», всего год назад построенный на Охтенской верфи, неся все паруса, легко распластывал острым штевнем балтийскую волну.

Начинало уже смеркаться, когда на грот - стеньге адмиральского корабля взметнулись разноцветные полотнища флагов.

- Господин капитан, сигнал нумер двести шестьдесят шесть, - доложил штурманский ученик, впервые попавший в плавание.

- Ну - ка, братец, посмотри по сигнальной книге, что значит сей сигнал?

Молодой матрос быстро листает толстую книгу в кожаном переплете.

- Господин капитан, адмирал приказывает поворотить через фордевинд последовательно, начиная поворот с передовых кораблей.

Командир фрегата одобрительно кивает головой. Зоркие глаза его осматривают небо: как быстро горизонт затягивается тучами! Нелегко в такую погоду идти у финских шхер.

Эскадра взяла курс на Гангэудд.

Когда в сумерках растаяли силуэты передних кораблей, «а флагмане вспыхнул ослепительно белый фальшфеер. Вспышка эта обозначала, что вскоре будет передан ночной сигнал.

- Бизань на гитовы, поднять ответный фонарь! - раздалась команда.

Затопали ноги по палубе.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены