Обвинитель. Типичная сентиментальная история о бедном юноше! Но если отвлечься от романов, мнение Бергмана хоть и обосновано, но не до конца, так как машины, на которых ездил Лауда в те времена, — это скоростные машины.
Лауда. Бергман был первым, кто заметил мои успехи. «Я заметил, — пишет он, — что Лауда делал успехи по мере увеличения числа мощности двигателей. Если бы машины «Формулы-1» и по сей день имели бы всего по 200 лошадиных сил, Лауда не стал бы чемпионом мира. Если бы, наоборот, они имели бы по 1000 лошадиных сил, его превосходство над соперниками было бы более существенным».
Защитник. Бергман безапелляционно заявляет: «В технике Лауда ничего не смыслил». Мне это кажется спорным, более того, неверным. О Ники всегда говорили как о большом автоиспытателе, все признавали за ним большие достоинства при освоении новой модели. Инженеры Бернард и Мецгер, разработавшие на фирме «Мак-Ларен» новый двигатель «Таг Порше турбо», многим обязаны неустанной педантичной заботе Лауды обо всех тонкостях и деталях нового двигателя.
Лауда. Немного менее строгим было мнение Фрица Индры, технического директора команды BMW в 1973 году. «Не нужно строить иллюзий, — сказал Индра, — относительно технических знаний гонщиков. Почти никто из них не имеет глубоких представлений о технических проблемах. Даже теоретические знания Лауды немного стоят, но он, возможно, и не смог бы объясниться с техниками точнее, чем все остальные гонщики высшего уровня. Когда он указывает на неполадки, он уточняет — «спереди, справа», и можно быть уверенным на сто процентов, что неполадки действительно именно там. Поэтому с ним мы быстрее всего добиваемся устранения дефектов. Глубокой информацией он не располагает, но все же имеет больше технического чутья, чем любой другой гонщик».
Обвинитель. Ну, может быть, Крис Эмон и посильнее Лауды в этом отношении. Как гонщик он ни разу не завоевал Гран-при, но как испытатель он выше всех, ему ничему ни у кого не надо было учиться.
Лауда. Наиболее сбалансированное аналогичное сравнение принадлежит Мауро Форгьери, технику, которого я не устаю называть гениальным, хотя имел с ним кое-какие чисто житейские проблемы, особенно в последний период моего пребывания на фирме «Феррари». В частности, он на редкость неуживчив. Так вот Форгьери, которого я цитирую с удовольствием, так как не подозреваю его в любви к себе (равно как и он не подозревает меня в любви к нему), сказал очень справедливо: «Говорят, что Лауда — отличный диагност, но Эмон значительно опережает его, так как он определял не только «болезнь», но и средство от нее. Это очень упрощенное сравнение, но если мы все же хотим их сравнить, сделать это будет очень трудно: они жили и работали почти в одно время, однако в техническом отношении эпохи были очень далеки друг от друга. Кроме того, их деятельность была в корне различной. Многое из того, что требовалось от Эмона, мы никогда не хотели от Лауды, потому что мы ушли вперед, потому что у нас появились новые приборы и инструменты, помогающие нам выявлять недостатки в той или иной системе автомобиля, потому, наконец, что тогдашние недостатки не являются сейчас проблемой. Поэтому сегодня трудно сказать, кто стоит большего, так как сама работа усложнилась или, другими словами, повысился уровень механизации. Сейчас мы стали придирчивее, так как требуем от гонщика выжимать из машины все до предела. А информацию мы научились получать не от него, а от обработки данных, из статистики, от подсчета вероятности, дающего возможность планировать аналогичные технические вмешательства в аналогичных ситуациях».
Обвинитель. Я не подвергаю сомнению утверждение Форгьери, но гонки были и остаются гонками, то есть спектаклем, в котором некоторые актеры в состоянии вызвать у нас сильные эмоции, зажечь нас, а другие не в состоянии. И Лауда, с моей точки зрения, в числе последних.
Защитники. Позвольте процитировать: «А для меня Лауда остался принадлежностью героического автомобильного спорта, где большие скопления народа, где крутые виражи, шум моторов и старты, старты!.. Сейчас крутых виражей практически больше не существует. Вести машину стало легче, хотя на самом деле это впечатление обманчиво, стало сложнее. Ведь ее стало труднее понять. Но, думаю, нельзя отрицать, что Ники — великий гонщик». Это сказал знаменитый Энцо Феррари, с которым Лауда расстался не самым мирным образом.
Лауда. Феррари в своей книге писал: «Лауда был приглашен на фирму «Феррари». Он произвел впечатление серьезного молодого человека, созданного исключительно для совершенствования профессиональной подготовки, освоения машины, что получалось у него естественным, подсознательным образом. В соревнованиях он показал себя надежным и четким человеком. За короткое время он стал настоящим, умным гонщиком, это бесспорно. На фирме «Феррари» он много сделал, но гораздо больше мог бы еще сделать. Что касается его характера, то я обычно не высказываюсь об этом. Свое мнение я держу при себе, так как убежден, что человека можно судить строго, только если сам побываешь точно в таких же обстоятельствах».
Защитник. Это суждение авторитетного специалиста. Но вернемся к разговору о Ники. Подведем итог его спортивной карьеры. В апреле 1968 года он принял участие в первой своей гонке — по горной трассе в Австрии на машине «Мини Купер С», то есть на обыкновенном легковом автомобиле. Уже через четыре года он выступал в тридцати гонках разной сложности, в том числе для машин класса «Формула-II» и «Формула-1». В 1973 году Ники подписал контракт с фирмой «Феррари», в то время одной из ведущих фирм, производивших машины класса «Формула-1». В свой последний звездный год он выступал за транснациональную фирму «Мак-Ларен». Трижды Лауда становился чемпионом мира, 24 раза выигрывал Гран-при. За почти два десятилетия он участвовал в 296 тяжелейших гонках, в которых набрал более четырехсот очков. И это с учетом двух пропущенных лет. Так скажите же, разве возможны такие результаты у «хладнокровного резонера», «жующего» свои колеса, у человека сверхвезучего, а не талантливого?
Обвинитель. Не подлежит сомнению, что Лауда — чемпион из чемпионов с точки зрения того, какие споры он вызывает у болельщиков. Но я признаю, что иногда он помогает им стать счастливыми.
Защитник. Неизвестно только, счастлив ли он сам...
Лауда. Я не ломаю голову над этим вопросом. Стараюсь всегда заниматься тем, что люблю, что мне доставляет удовольствие. До сих пор мне это удавалось. Если это и есть счастье, то я человек счастливый.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Публикации Ларисы Исаевой, Александра Горбунова
Конфликтная ситуация
Рассказ