Ники Лауда: «Рядом со мной в машине всегда смерть»

Валерий Штейнбах| опубликовано в номере №1447, сентябрь 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

Обвинитель. Но именно эти пол-очка и ставят под сомнение чистоту победы Лауды. На это никто бы не обратил внимания, если бы Ники был самым быстрым.

Лауда. Самым быстрым из всех я не мог быть по той простой причине, что пятеро или шестеро из нас показывали одинаковую скорость. При одинаковых условиях я не могу ехать в более быстром темпе, чем любой из моих коллег, потому что все мы ограничены своими возможностями. Повторяю: на практике шесть гонщиков одного уровня за рулем одинаковой машины едут одинаково. Разница может быть только тогда, когда различны технические возможности машин.

Защитник. Но предельных скоростей нельзя добиться во всех точках измерения на протяжении всего заезда от старта до финиша. Ведь гонщик не может идти с одинаковой постоянной отдачей. Никто не в состоянии все время ехать на пределе возможностей. Проблема, по-моему, заключается в том, чтобы стремиться к возможно более высокому «среднему» уровню отдачи гонщика.

Обвинитель. Но ведь главное — это максимальная скорость!

Защитник. Ничего подобного. Главное — это средняя скорость. Она зависит от того, насколько постоянна отдача в ее пике, в ее кульминационной точке, насколько она не подвержена спадам.

Лауда. Чтобы выиграть заезд, нужно ехать на скорости, не превышающей необходимую. И даже если ясно, что ты не выиграешь, принцип все равно остается элементарным: ехать на той скорости, которую ты в состоянии держать. В этом весь секрет.

Обвинитель. Значит, вы настаиваете на том, что в гонке главное не скорость?

Лауда. Конечно! Это же очевидно. Главное — быстрота.

Обвинитель. Тогда поясните, в чем же разница между скоростью и быстротой.

Защитник. Может быть, есть гонщики, которые могут скорее, чем Лауда, пройти круг, два, десяток. Но скорость относится к небольшим отрезкам времени и пространства, а вот быстрота — понятие, относящееся ко всей трассе в целом, и никто не может сравниться с Лаудой именно в быстроте. Чтобы сделать более очевидным различие между скоростью и быстротой, представим себе, что спринтер А в состоянии между пятьюдесятью и шестьюдесятью метрами бежать со скоростью 44 километра в час и при этом он финиширует на 100-метровой дистанции с результатом 10,10 секунды. Спринтер Б, неспособный развивать такую скорость, делает только 40 километров в час, однако, обладая способностью бежать с этой скоростью дольше, чем А со своими 44 километрами в час, он придет к финишу с результатом 10 секунд ровно. Понятно теперь, кто быстрее?

Обвинитель. Тогда почему бы нам не называть чемпионат мира «чемпионатом стабильности»? Ведь вы, кажется, этого добиваетесь?

Защитник. О нет! Я чувствую, что необходимо все-таки получше разобраться в вопросе скорости, так как в основе лежит недопонимание, в которое следует внести ясность. Если быть точными, то на чемпионате мира 1984 года Прост показал более высокую скорость, чем Лауда при испытаниях, но зачастую в заезде все оказывалось наоборот.

Благодаря лучшим результатам, полученным на квалификационных соревнованиях, Прост часто стартовал в первых рядах, тогда как Лауда, стартовавший позже, терял время и не продвигался вперед в турнирной таблице, дарив Просту преимущество в драгоценных секундах. Однако, когда они встречались в очном поединке, сразу становилось заметно, насколько австриец в целом более скоростной, чем француз. Таковы факты.

Обвинитель. Но в некоторых случаях Прост был вынужден снижать скорость из-за технических проблем. Например, во время гонки в Монце Прост понесся вперед, чтобы оторваться от Лауды, но у него полетел турбонасос. Он же в этом не виноват.

Защитник. Ну, а почему нельзя сказать того же о Лауде и его заездах в борьбе за Гран-при, когда Прост финишировал первым, опережая Лауду?

Обвинитель. Но все же потерять звание всего лишь из-за половины очка должно быть мало приятно. А победить с разрывом всего в пол-очка — это простое везение.

Лауда. Напомню, что в 1976 году я должен был стать чемпионом мира, достаточно было лишь выиграть Гран-при в Японии. Но я не хотел продолжать идти по трассе в условиях, которые превращали гонку в разновидность абсурдной рулетки. И чемпионом мира стал Джеймс Хант. В 1984 году, победив с разрывом всего в пол-очка, я поздравил Проста и сказал ему, что нужно держаться. У меня тоже бывали трудные времена. Нужно уметь забывать неудачи и начинать с нуля.

Защитник. Разве Лауда не продемонстрировал свое мужество, сделав в Японии два круга, а затем поставив «феррари» в бокс? Это был вызов, который Ники бросил миру автомобильных гонок, так часто опасающемуся обвинений в отсутствии мужества.

Обвинитель. Что касается титула, потерянного в Японии, Лауда не может никого обвинять. Он сам испугался и отступил.

Защитник. Естественно, когда на ситуацию смотришь со стороны, да еще по прошествии времени, она видится совсем в другом аспекте, так как, по счастью, и сам эпилог события был абсолютно бескровным. Что же касается Лауды в тот самый момент, то состояние его здоровья было еще неважным после драмы на трассе Нюрбургринг, а его психологическое состояние, возможно, еще не совсем нормализовалось, что, безусловно, несколько усложнило проблему.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Убеждённость

На вопросы «Смены» отвечает Герой Социалистического Труда Владислав Сериков

Марина Капуро

Клуб «Музыка с тобой»

Палитра

Вернисажи