Когда мужчин всерьез стала занимать мода? Привыкнув считать, что она их мало интересует, мы едва не просмотрели этот момент.
Мужской костюм-тройка царствует в мужской моде уже второе столетие. Поэкспериментировав с длиной и объемами, он вполне стабилизировался, превратившись в нечто настолько застывшее, что мы уже почти не обращаем внимания на всевозможные новации, касающиеся лацканов, ширины брюк, формы воротничка.
Привычный мужской консерватизм поколебали женщины, которые весьма решительно забрали в свой гардероб все, что доселе считалось исключительно мужской одеждой. Брюки, пиджаки, жилеты, сорочки, галстук, кепки, шляпы — что еще? Пуловеры, свитеры, куртки, пижамы... Все это весьма успешно женщины приспособили к себе, сделав за счет этого невероятно разнообразной свою деловую, спортивную, домашнюю и даже праздничную одежду.
Мужчины пытались вяло сопротивляться, говорили, что брюки женщинам нельзя носить, что в брючном костюме женщина становится похожей на мужчину... Но разве женщин так уж интересовало их мнение? Они выставляли свои неотразимые аргументы: если нам можно заниматься мужской работой, то почему нельзя носить мужскую одежду, которая для этой работы гораздо удобнее женской? Джинсовая мода довершила «грабеж»: ковбойские брюки оказались одеждой вне пола, они одинаково хорошо смотрелись и на женщинах, и на мужчинах. Мужчины стали проявлять интерес к одежде, которая не сковывала бы их, к одежде свободной и комфортной. И хотя костюм для многих мужчин по-прежнему единственная и в какой-то степени обязательная деловая одежда, многие из них стали отдавать предпочтение курткам, блузонам, жилетам, которые носят вполне самостоятельно, независимо от костюма. Мужчины все чаще отказываются от одежды темных, мрачных тонов.
Любопытно, что проводящийся два раза в год Европейский салон мужской моды фиксирует постоянно растущий интерес к мужской моде. Так, например, в 1985 году Клод Мизери, президент Федерации французской мужской моды, отмечал, что если рынок женской одежды достиг точки насыщения, то рынок мужской одежды еще расширится на 50 процентов. «Наша статистика говорит о том, что 65 процентов мужчин все еще индифферентны, но 35 процентов пристрастились к моде — это вселяет надежду. Из этих 35 процентов четверть на разные случаи надевают разные вещи. Они знают, как сочетать цвета, подыскивают новые разнообразные атрибуты, вообще им просто нравится наряжаться. И, наконец, 10 процентов полностью раскованны и не останавливаются ни перед чем, они настоящая движущая сила, «возмутители спокойствия».
В коллекциях, которые были показаны на Салоне, мужчинам предлагается не просто более удобная, мягкая и объемная одежда, но и более яркая. Набивная ткань, вышивки, пастельные тона, полоски любой ширины. Примечательно, что уходят галстуки, кроме тех, которые носят с ослабленным узлом. Свободные, пузырящиеся на коленях брюки, конусом сужающиеся к лодыжкам. Короткие, с округленными плечами куртки. Широкие и просторные рубашки, яркие майки. Вместо курток можно носить жилеты.
И экзотика — индийская у Кензо, китайская у Монтаны, гавайская у Кастельбажака. Гольтье, необузданный авангардист французской моды, утверждает, что времена изменились и идеал настоящего мужчины 30 — 40-летней давности устарел, так же как и костюм-тройка: «Он мрачен. Сейчас мужчины хотят быть в согласии с собой и своей одеждой. Им нужна одежда, выражающая их личности... Мода — это игра, набор кодов». Гольтье утверждает, что мода все больше становится бесполой.
И хотя французы, искушенные в отношениях с модой, склонны опережать события, все же они хорошо чувствуют новые тенденции в том, как сами мужчины начинают относиться к одежде. Они оценили преимущества свободного, раскованного комплекта и вряд ли теперь откажутся от него. И хотя пока по-прежнему мужчины вынуждены носить традиционный костюм, они при любой возможности стараются оставить его в шкафу... В том случае, когда сделать это им не удается, они пытаются внести в него некие черты вольности, устраняя традиционные пережитки «хорошего вкуса», требующего, к примеру, чтобы в кармане пиджака находился платок из ткани галстука или чтобы все — и обувь, и носки — было в тон костюма...
Думается, что знаменитый мужской консерватизм в отношении к одежде не что иное, как попытки застраховаться от ошибок, могущих ранить чрезвычайно болезненное мужское самолюбие. Но не только. Странным образом сложилось представление, что уделять внимание своей внешности — занятие легкомысленное, несерьезное и простительно только женщинам. Представление обывательское, потому что все по-настоящему серьезные, деловые мужчины умели и одеждой, и всем обликом поддержать свою репутацию. Но никогда не позволяли себе вести разговоры «о тряпках», о моде — вот сами эти разговоры они считали недостойными мужчины. Они ограничивались минимумом информации о моде и следили — как бы невзначай — лишь за шириной брюк, размером лацканов и формой воротничка сорочки. Но, судя по всему, скоро этого станет недостаточно для того, чтобы идти в ногу со временем, и мужчине волей-неволей придется осваивать премудрости того, что довольно общо и малопонятно называется культурой одежды.
Как всякая культура, культура одежды включает в себя очень многое, и прежде всего определенный уровень общей культуры. Мы же хотим подчеркнуть одну из главных черт культуры одежды: умение соотносить свой костюм со своими внешними данными.
Казалось бы, какие проблемы могут быть у высокого и стройного мужчины? Но и он, выбирая себе костюм, должен быть осмотрительным: если, к примеру, он наденет двубортный костюм, застегивающийся лишь на одну пуговицу, он рискует показаться нескладным, чрезмерно худым, или, как говорят, длинным. Гораздо больше ему подойдет тот же двубортный пиджак, но застегивающийся на две пуговицы плюс еще две верхние, декоративные, — такой пиджак оптически расширит грудь и как бы уравновесит пропорции фигуры. Надо иметь в виду: чем больше пуговиц, тем лучше смотрится костюм на высоком человеке и тем хуже — на низком, к тому же еще и полном. По этому правилу желательно, чтобы однобортный пиджак высокого мужчины застегивался минимум на три пуговицы, тогда как приземистому мужчине будет достаточно одной.
Все дело, как вы понимаете, в пропорциях — костюм должен либо не нарушать их, если человек хорошо сложен, либо сглаживать, подправлять, если фигура его сама по себе непропорциональна. Поэтому высоким лучше не носить излишне длинные пиджаки, им рекомендуются комбинированные комплекты — пиджак из светлой или клетчатой ткани, а брюки темные. А вот полосатый костюм высокому мужчине пойдет только в том случае, если полоска будет скромной, едва заметной.
Пропорции фигуры нарушатся, если высокий мужчина будет носить излишне узкие брюки, если опрометчиво последует здесь указаниям моды: вид у него будет, мягко говоря, забавным, так как размер обуви у высоких мужчин отнюдь не маленький. Значит, надо соразмерять ширину брюк с величиной ботинок. Придется шляпу выбрать с низкой, а не с высокой тульей, чтобы она не прибавляла лишнего роста.
Этого же принципа — сохранения пропорций — должны придерживаться и полные невысокие мужчины. Однобортный пиджак с одной пуговицей, ткань без рисунка или в полоску (только не широкую!), брюки без манжет, желательно того же цвета, что и пиджак. Ширина брюк даже при настойчивых требованиях моды не должна быть чрезмерной, иначе фигура будет казаться еще более приземистой.
Если мешает живот, придется носить костюм-тройку. Жилет поможет в какой-то степени «подобрать» фигуру, оптически уменьшит полноту. Надо быть осторожным и с яркими, броскими дополнениями, и с остромодными деталями — привлекать внимание к себе можно лишь в том случае, если оно будет вам не во вред.
Мы все время говорили о костюме традиционном, классическом. Но если мужчина предпочитает спортивный стиль? В этом случае законы все те же. Только одно важно: спортивный костюм требует спортивной фигуры. Расплывшуюся фигуру можно в какой-то степени замаскировать свободной, нараспашку курткой в сочетании с вязаным жилетом или пуловером, но, может быть, все же имеет смысл вместо этой сомнительной маскировки заняться собой? Сбросить вес, укрепить мышцы?
Уверенность в себе — она важна для мужчины — во многом зависит от того, в какой форме он находится, как одет, как выглядит. И все же при всем желании избежать досадных просчетов во взаимоотношениях с модой, наверное, иногда стоит идти на определенный риск, заменяя опасливую консервативность поиском, традиционность — экспериментом, зажатость — раскованностью.
Но в любом случае это должна быть не та раскованность, которая близка небрежности, а тем более неряшливости. Это раскованность человека, знающего меру, имеющего вкус и понимающего, что одежду следует выбирать соответственно ситуации.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Что волнует молодых
Делегаты ХХ съезда ВЛКСМ за работой: от слов к делам
Конфликтная ситуация