Неразумные родители

Александр Бойко| опубликовано в номере №1407, январь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Разговор первый. Факторы риска

Ребенок — подросток — юноша — молодой человек... Ступени, по которым мы все поднимаемся. У каждой — свои возрастные границы, свои нормы развития организма. У каждой же, утверждают врачи, и свои, характерные, нарушения этих норм. Сегодня мы публикуем первый из серии материалов, прослеживающих наше «восхождение» по ступеням жизни. К здоровью?.. К болезням?..

«Ваш ребенок в опасности. Есть угроза заболевания. Просьба прийти на беседу...» — предупреждает и приглашает врач-педиатр. Но не приходят, даже не звонят родители. И вот в 15 лет у дочери сильная гипертония, в 30 с небольшим у сына тяжелейший инфаркт... Слепая родительская любовь, помноженная на медицинскую безграмотность, породила несчастье — болезнь на всю жизнь. Случаев, судеб таких много. Но кто виноват? Что делать? Да и такое ли уж это частное дело родителей — здоровье детей?..

Доступно ли человеку планировать уровень своего здоровья? Я говорил об этом с академиками медицины и учителями физкультуры, директорами школ и руководителями больниц, с детсадовскими нянечками и просто больными людьми... Рано или поздно (особенно в больничной палате) каждый из нас задает себе один и тот же вопрос: откуда взялась эта хворь? Ответы в беседах все больше сводились к одному...

Факт. 75 процентов болезней у взрослых заложено в детские годы.

По этой теме я обнаружил две диссертации на соискание степени кандидата медицинских наук: «Клинико-социальные аспекты артериальной гипертонии у детей» и «Экспериментально-профилактическое исследование факторов риска атеросклероза и ишемической болезни сердца среди школьников г. Каунаса». Я разыскал авторов этих исследований Карину Петросян и Роберта Пяткявичюса. Окончив лечебные факультеты, оба работали педиатрами, а затем соединили практическую работу с научной деятельностью: Петросян — во Всесоюзном научно-исследовательском институте профилактической кардиологии АМН, а Пяткявичюс — в детской клинике Каунасского мединститута.

Итак, с молодыми учеными мы встретились в Каунасе, и я задал первый вопрос: откуда берутся больные?

Выписка из истории болезни № 12856/84. Больной М. И. 1951 года рождения, инженер-строитель. Месяц лечился в кардиологическом стационаре. Диагноз: острый обширный инфаркт миокарда. Шесть дней провел в кардиологической реанимации в тяжелом состоянии. При интенсивном лечении состояние улучшилось, в удовлетворительном состоянии выписан в реабилитационное отделение.

История болезни — со слов больного и его матери. Мать родила второго сына в 25 лет. Во время беременности прибавила 13 килограммов веса. В конце беременности врачи констатировали повышение артериального давления (170/90). Лечилась в стационаре. Роды нормальные. Вес новорожденного 4500. Кормила грудью месяц, далее ребенок получал искусственное питание. Смеси и каши варила сама, соль, сахар и сливочное масло добавляла по вкусу. Ребенок развивался нормально. Перенес некоторые инфекционные детские болезни. Любил сладости. В семье всегда любили хорошо поесть. Курить начал в 15 лет. Курит не больше 10 сигарет в день. Служил в армии. В возрасте 20 лет поступил в политехнический институт. На третьем курсе женился. Вес 84 килограмма, рост 172 сантиметра. Машину подарили родители жены после рождения внука. На машине ездит на работу. В 29 лет назначен начальником стройучастка. Глубоко переживает неудачи на работе. После того, как начал поздно возвращаться и работать в выходные (незаконченные объекты), начались ссоры с женой. Инфаркт произошел на работе. За два дня до этого был в гостях. Алкоголь употребляет, «как все». Два года назад лечился от повышенного артериального давления. Диету и режим не соблюдал. Не любит, когда жена читает книги о здоровье и зачитывает вслух отдельные рекомендации. Любимая поговорка: «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким умрет...»

Как будто ничего из ряда вон выходящего. И вот тяжелейший инфаркт в 34 года!

Сегодня не только снизился возраст болеющих, но и увеличилось количество заболеваний. Не так давно инфаркт миокарда описывался в медицинской литературе как уникальное явление. Сегодня это заболевание называют бичом века. Лет пятнадцать — двадцать назад все сосудистые болезни сердца связывали только с возрастом. Когда Пяткявичюс посылал в редакции первые статьи о гипертензии как предвестнике атеросклероза и ишемической болезни сердца, их не принимали...

Факт. Артериальная гипертензия — болезненное повышение давления (для школьника 13 лет — 130/80) — распространенное явление!

Петросян и Пяткявичюс по единой методике, независимо друг от друга, отбирали детей, имеющих гипертонию. Согласно их данным, только в Москве и Каунасе от 11 до 20 процентов детей уже в двенадцатилетнем возрасте имеют повышенное артериальное давление. Установив это, они наблюдали детей в течение ряда лет. В половине случаев давление остается повышенным (первый сигнал опасности!). Причем ребенок, имея повышенное давление, не ощущает болезненных неудобств, как это бывает у взрослых. Думая о его будущем, необходимо иметь в виду: возраст от рождения до 15 лет по значению для здоровья важнее, нежели от 16 до 60. Все, что может впоследствии обернуться тяжелым заболеванием, заложено в этот период, и потому очень многое зависит от... родителей!

Вернемся к болезни нашего тридцатичетырехлетнего инженера. В ней отчасти повинна и его мать. Во время беременности она поправилась на 13 килограммов. Это много. В исторических романах можно прочитать: женщина родила на меже, завернула ребенка в рубашку и пошла домой... Между строк — важная информация: беременная работала до последних дней. Нет, не надо заставлять беременных трудиться, наоборот, государство создает им все условия для покоя. Но опыт педиатров свидетельствует: покой этот порой чрезмерен и, как все чрезмерное, вреден. Близкие делают все, чтобы будущая мама двигалась как можно меньше и осторожнее. Пяткявичюс долго подыскивал выражение и сказал: «Наши беременные ходят, будто яйцо на голове несут».

Нет ничего хуже, если, ожидая ребенка, женщина много лежит. В результате увеличивается вес новорожденного, а чем он больше, тем больше родовых травм у матери и у ребенка.

Сегодня примерно 20 — 30 процентов детей весят больше нормы. Следовательно, они уже «запрограммированы» на серьезные нарушения в работе сердечнососудистой системы в будущем. Это угрожает и их детям.

Факт. Если оба родителя имеют нормальный вес, среди их детей только 7 процентов бывают с избыточным весом. Если полнота присуща одному из родителей, 40 процентов детей следуют его «примеру». Если же оба родителя имеют избыточный вес, это передается 60 — 80 процентам детей.

Несколько слов об искусственном вскармливании. Когда ребенок питается грудным молоком, он развивается гармонично, вес у него хорошего «качества». В искусственных же смесях много углеводов. Правда, в Литве не так давно начали выпускать смеси, содержащие не 5 процентов сахара, а вдвое меньше. Однако можно ли считать это решением проблемы?

Материнское молоко — начало всех начал, в том числе и здоровья. Но часто мы слышим: нет молока...

Факт. Опытным путем доказано, что если ребенка поднести матери в пределах часа после рождения, молоко будет!

Сколько месяцев надо кормить? Мнения у разных педиатров разные. Петросян убеждена: до года. Но кто из современных матерей кормит свое дитя грудным молоком хотя бы полгода?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Половодье

Рассказ

Молодой коммунист. Что сделано

Навстречу XXVII съезду КПСС