Наступает время, когда рацион младенца надо пополнить. Для этого рекомендуются овощные смеси, но всезнающие бабушки неизменно советуют: «Делай манную кашку!» Каким крепышом выглядит ребенок, словно снятый с картин Рубенса! И как непонятно родителям возмущение педиатра, к которому они привели больного ребенка с избыточным весом!.. А дело в том, что чем полнее ребенок, тем тяжелее он переносит любое заболевание.
Факт. В восьмидесяти поликлиниках Москвы успешно обучают младенцев плавать. Это прекрасно! Но только они окрепли, только у них развился аппетит, повысился обмен веществ, обучение заканчивается. А аппетит остается. И они набирают вес, который в их возрасте весьма опасен.
Ребенок пошел в детский сад. Родителям говорят: «Дома ребенка не кормите». Нет, любящая мать встанет пораньше, что-то приготовит, накормит. В садике день начинается с завтрака. Ребенок сыт, но вокруг все дети едят, и он, не желая отставать, тянется за ложкой. Ближе к вечеру, часа в четыре, он получает полдник, не зная, что дома ему приготовлен персональный калорийнейший ужин.
Первые школьные годы. Пытаясь доискаться причин избыточного веса маленького пациента, педиатр расспрашивает родителей: «Как ест ваш ребенок?» «Нормально, доктор». «Давайте, по часам восстановим, что он сегодня ел». Оказывается, на завтрак ничего не ел: не успел, в школе — тоже, поскольку не любит то, чем кормят в буфете. В обед пришел домой — есть некогда, надо бежать «на музыку». По-настоящему и много поел, когда с работы вернулась мама...
В кровеносных сосудах школьников обнаружены липидные бляшки. У одних они исчезают со временем, а у других остаются и являются предвестниками атеросклероза.
Факт. Образование липидных бляшек обусловлено так называемыми факторами риска — избыточным весом, малоподвижным образом жизни, курением, повышенной концентрацией холестерина в крови и т. п.
Один из юных пациентов доктора Петросян за неделю съедал 40 яиц. Мама не скрывала, а, наоборот, с радостью подчеркивала его любовь к яйцам. Радоваться же было нечему.
Факт. Одно яйцо, съеденное за день, позволяет удерживать норму холестерина в крови (200 мг). Постоянное превышение этой нормы чревато плохими последствиями.
Итак, повышенный вес тела способствует повышению артериального давления. В результате — гипертония, со временем — атеросклероз, предвестник ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда, инсульта.
Взрослые, столкнувшиеся с этими болезнями лицом к лицу, как правило, с безупречной точностью выполняют все указания врача в отношении своего питания, что же касается питания их с виду здоровых детей, то здесь мнению любого специалиста они предпочитают собственное. Стоит, например, педиатру заговорить о разгрузочных днях в питании ребенка, как мама тут же выскажет опасение, это плохо подействует на его рост. А опасение беспочвенно — то, что разгрузочные дни не дают ребенку расти, медицинской практикой не подтверждается. Результаты же экспериментов на животных показали: те из них, кто недополучал норму калорий, развивались легче, были более выносливы и жили в полтора раза дольше.
Нельзя сказать, чтобы родителей вообще не интересовали вопросы детского питания. Они слушают лекции, записывают, потом встает мама и задает вопрос: «А что делать, мой мальчик такой худенький?» Ребенок чаще всего выглядит худым на фоне толстых. На самом деле он нормальный. Худоба (если нет болезни) не основание для беспокойства, а скорее радость. Радуйтесь, родители: ваш ребенок лишен главного фактора риска — избыточного веса, поразившего сотни тысяч его сверстников.
Теперь о движении. Сегодня в разряд модных словечек попало и слово «гиподинамия». Все чаще мелькает оно в брошюрах и газетах, звучит по радио и телевидению, просто в частном разговоре о том о сем. Многие понимают его упрощенно: гиподинамия — недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия — своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности...»
Мы стали жить лучше. В работе нам помогают автопамять, механизмы, доля физического труда из года в год сокращается, дома — тоже все для нашего удобства, для отдыха. Дрова не рубим, воду не таскаем, походам в кино или театр все чаще предпочитаем телевизор, который многие перенесли в кухни. И вот на экране смелый майор, явно не страдающий гиподинамией, идет по следу преступника, а семья в полном сборе машинально поглощает ужин, потом — чай с печеньем, конфетами, пряниками. И все не вставая с места, и все вместе с детьми. Если передача им неинтересна, есть множество «тихих игр», разных головоломок. Родители довольны: дети играют и никому не мешают. А в итоге сегодня двигательная активность детей — проблема.
Откуда же она начинается? С замечательного изобретения под названием «коляска». К ней накрепко привязан маленький человек. Ничего не скажешь, удобно. А теперь прикинем: два-три часа, пока длится прогулка, ребенок сидит в коляске. Если понаблюдать со стороны, можно заметить, что возраст, до которого ребенок постоянно пребывает в ней, постепенно растет. Иногда до 4 лет! Ему бы бежать, поспевая за родителями, а он, этакий Обломов, едет, головку свесил, спит... Привозят в детский сад, а там музыкальные занятия проводят сидя. Если же юная непоседливая душа, услышав ритмичные звуки, начнет пританцовывать, ей тут же: сиди!
Факт. Наименьшая двигательная активность малышей в детсаде — на прогулке и музыкальных занятиях.
Возьмем возраст постарше, школьный. О юных спортсменах говорить не станем: их слишком мало, чтобы они могли повлиять на общую картину. Так вот, если мальчики хотя бы гоняют мяч или шайбу, то девочки на улице выступают обычно важными павами, округляясь не только от пробуждающейся в них природы, но и от недостатка движений. А их родители упорствуют в заблуждении: мол, пребывание на улице уже само по себе достаточно для погашения «двигательного голода». Если бы!
А что в часы школьных уроков? Ученик садится за парту, и двигательная активность его снижается наполовину. О школьной физкультуре мы уже писали, там дела не меняются, хотя пора бы! Ведь цель этих уроков — не только научить правильно бегать, прыгать и т. п., но и компенсировать вынужденную двигательную пассивность на других занятиях.
В свое время понятное и похвальное само по себе желание облегчить труд уборщиц привело к почти повсеместному введению в школах так называемой сменной обуви. Учителя и нянечки были довольны, дети же во время перемены не могли выбежать во двор, толпились в коридорах. Не один год прошел, прежде чем этот порядок отменили, однако невидимый, но все же немалый урон здоровью школьников, безусловно, был нанесен.
Факт. Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23 — 30 тысяч шагов, а дошкольник — 12 тысяч. Наблюдения свидетельствуют: и те и другие делают только половину.
Занятия физкультурой, подвижные игры крайне необходимы детям. Они не только тренируют сердце и сосуды, дают им запас прочности на долгие годы жизни, но и развивают мышцы — «периферическое сердце», которое при необходимости приходит на помощь организму.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ
Мир капитала: военное безумие
Закончены съемки многосерийной киноленты по роману Валентина Иванова