Непредвиденные итоги

Юрий Родин| опубликовано в номере №1400, сентябрь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Может ли каждый наставник быть таким, как Мартынов? Скорее всего, не может, но и таких, как упомянутая мастер ОТК, быть, вероятно, не должно. Я не стал интересоваться фамилиями тех, от кого ученики хотели бы уйти: не проверять же их я приехал. Однако спросил у Казариновой, почему мастер ОТК вместо того, чтобы заниматься с девушками, отпустила их в разгар рабочего дня домой?

— Понимаете, — Раиса Алексеевна старалась как-то объяснить недоразумение, это чистая случайность. Мастер прекрасно справляется со своими основными обязанностями и хорошо показала себя, когда у нее были взрослые ученики. С детьми она впервые... Ну, может быть, они ее сильно отвлекают от работы. Я даже затрудняюсь объяснить, но думаю, что это в первый и последний раз.

Случайность или нет, мне трудно судить. Но в главном, пожалуй, не ошибусь: да, на заводе одобрили эксперимент, а вот подкрепить его конкретными делами не сумели. Требовалось же не так много: подобрать настоящих наставников, загрузить школьников работой. Одобрить инициативу на словах, как видим, явно недостаточно.

Брак, рождаемый неумением или равнодушием тех, кто должен заниматься с учениками, поправить очень трудно. Только новый курс обучения у хороших наставников может помочь школьникам стать настоящими рабочими.

Так, может быть, прав в своих возражениях Ю.И.Никулин? Однозначно на этот вопрос ответить пока невозможно: не было «чистоты эксперимента». Интересная сама по себе задумка столкнулась с равнодушием тех, от кого в первую очередь зависел успех начинания.

Думается, что «оранжерейный климат» УПК и «реальности» заводской жизни — это две крайности, с которыми столкнулись школьники. Истина, наверное, лежит где-то посередине: неплохо еще в школе прочувствовать настоящую заводскую атмосферу, но обязательно с хорошими, думающими наставниками.

— Как говорится, новое — это хорошо забытое старое, не так ли? — сказал директор завода Борис Савельевич Галущак. — Ведь было же такое в конце пятидесятых годов, когда учеников на несколько дней в неделю направляли работать на заводы и другие предприятия. Я, правда, знаю, что это тогда не удалось. И учащиеся заводу мало что давали, да и завод им совсем ничего не мог дать — ребят ставили на «черную» работу, а после окончания школы они завод стороной обходили.

— Как же теперь? Что нового вы сумели найти в хорошо забытом старом?

— Прежде всего мы поставили основным условием принцип добровольности. Устроить несколько рабочих мест в районном межшкольном учебно-производственном комбинате нам совсем ничего не стоило. Но мы захотели реальной отдачи. Тогда было предложено организовать в нашей подшефной школе класс, который будет работать и учиться профессии прямо в цехах нашего завода. Не думайте, что мы рассчитываем на стопроцентный успех, — директор покачал головой, — это была бы чистая маниловщина. Реально нас устроит треть, даже четверть от числа тех, кто сейчас ходит на завод.

Тем более директору было неприятно услышать о моих наблюдениях относительно наставничеста в некоторых цехах. Борис Савельевич ответил, что в ближайшее время сам займется экспериментальным классом. Подрывать, пусть даже по мелочам, кадровое дело он никому не позволит. Может, в том и причина относительного неуспеха эксперимента, что главный человек на заводе узнает об этом от приезжего корреспондента?..

Постановление о школьной реформе обязывает творчески подходить к процессу трудового обучения, не связывая школу жесткими формами этой работы. Новосибирские педагоги и производственники ищут свою форму. Опыт любого начинания показывает, что успех, особенно если дело новое, нередко соседствует с ошибками и просчетами. Не избежали просчетов и здесь.

На следующий учебный год в школе № 55 будет проводиться третий набор в очередной девятый «Б». Хочется верить, что завтрашние старшеклассники встретят на заводе иной прием.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

Во 2-м номере читайте об одном из самых противоречивых и загадочных монархов в  российской истории Александре I, об очень непростой жизни и творчестве Федора Михайловича Достоевского, о литераторе, мемуаристе, музыкальном деятеле, переводчике и  близком друге Пушкина Николае Борисовиче Голицыне, о творчестве выдающегося чехословацкого режиссера Милоша Формана, чья картина  «Пролетая над гнездом кукушки» стала  культовой. окончание детектива Варвары Клюевой «Черный ангел» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ольга Мостепанова

Спортивный автограф

Поклон вам, берегущие детство

Детский дом — теплый дом

Гнездо кукушки

Нравственная норма