Непредвиденные итоги

Юрий Родин| опубликовано в номере №1400, сентябрь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Может ли каждый наставник быть таким, как Мартынов? Скорее всего, не может, но и таких, как упомянутая мастер ОТК, быть, вероятно, не должно. Я не стал интересоваться фамилиями тех, от кого ученики хотели бы уйти: не проверять же их я приехал. Однако спросил у Казариновой, почему мастер ОТК вместо того, чтобы заниматься с девушками, отпустила их в разгар рабочего дня домой?

— Понимаете, — Раиса Алексеевна старалась как-то объяснить недоразумение, это чистая случайность. Мастер прекрасно справляется со своими основными обязанностями и хорошо показала себя, когда у нее были взрослые ученики. С детьми она впервые... Ну, может быть, они ее сильно отвлекают от работы. Я даже затрудняюсь объяснить, но думаю, что это в первый и последний раз.

Случайность или нет, мне трудно судить. Но в главном, пожалуй, не ошибусь: да, на заводе одобрили эксперимент, а вот подкрепить его конкретными делами не сумели. Требовалось же не так много: подобрать настоящих наставников, загрузить школьников работой. Одобрить инициативу на словах, как видим, явно недостаточно.

Брак, рождаемый неумением или равнодушием тех, кто должен заниматься с учениками, поправить очень трудно. Только новый курс обучения у хороших наставников может помочь школьникам стать настоящими рабочими.

Так, может быть, прав в своих возражениях Ю.И.Никулин? Однозначно на этот вопрос ответить пока невозможно: не было «чистоты эксперимента». Интересная сама по себе задумка столкнулась с равнодушием тех, от кого в первую очередь зависел успех начинания.

Думается, что «оранжерейный климат» УПК и «реальности» заводской жизни — это две крайности, с которыми столкнулись школьники. Истина, наверное, лежит где-то посередине: неплохо еще в школе прочувствовать настоящую заводскую атмосферу, но обязательно с хорошими, думающими наставниками.

— Как говорится, новое — это хорошо забытое старое, не так ли? — сказал директор завода Борис Савельевич Галущак. — Ведь было же такое в конце пятидесятых годов, когда учеников на несколько дней в неделю направляли работать на заводы и другие предприятия. Я, правда, знаю, что это тогда не удалось. И учащиеся заводу мало что давали, да и завод им совсем ничего не мог дать — ребят ставили на «черную» работу, а после окончания школы они завод стороной обходили.

— Как же теперь? Что нового вы сумели найти в хорошо забытом старом?

— Прежде всего мы поставили основным условием принцип добровольности. Устроить несколько рабочих мест в районном межшкольном учебно-производственном комбинате нам совсем ничего не стоило. Но мы захотели реальной отдачи. Тогда было предложено организовать в нашей подшефной школе класс, который будет работать и учиться профессии прямо в цехах нашего завода. Не думайте, что мы рассчитываем на стопроцентный успех, — директор покачал головой, — это была бы чистая маниловщина. Реально нас устроит треть, даже четверть от числа тех, кто сейчас ходит на завод.

Тем более директору было неприятно услышать о моих наблюдениях относительно наставничеста в некоторых цехах. Борис Савельевич ответил, что в ближайшее время сам займется экспериментальным классом. Подрывать, пусть даже по мелочам, кадровое дело он никому не позволит. Может, в том и причина относительного неуспеха эксперимента, что главный человек на заводе узнает об этом от приезжего корреспондента?..

Постановление о школьной реформе обязывает творчески подходить к процессу трудового обучения, не связывая школу жесткими формами этой работы. Новосибирские педагоги и производственники ищут свою форму. Опыт любого начинания показывает, что успех, особенно если дело новое, нередко соседствует с ошибками и просчетами. Не избежали просчетов и здесь.

На следующий учебный год в школе № 55 будет проводиться третий набор в очередной девятый «Б». Хочется верить, что завтрашние старшеклассники встретят на заводе иной прием.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 3-м номере читайте о трагической судьбе одной из фавориток Петра I Марии Гамильтон, о бабушке Лермонтова Елизавете Алексеевне Арсеньевой, о жизни и творчестве замечательной советской актрисы Тамары Федоровны Макаровой, о первой женщине, ставшей почетным доктором Российской истории Александре Яковлевне Ефименко, о большой, бескорыстной и самоотверженной любви между декабристом  Иваном Анненковым  и француженкой Полиной Гебль,  иронический детектив Ольги Степновой «Вселенский стриптиз» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Как воздух невесом

Оренбургский пуховый платок...

Знаете ли вы свои пять пальцев?

Что можно ответить на такой «наивный» вопрос? Да еще, если слышишь его от врача. Разве что растопырить свою пятерню, взглянуть на нее и сказать: «Ну, конечно, знаю...»

Владимир Высоцкий

Театр и песня