Может ли каждый наставник быть таким, как Мартынов? Скорее всего, не может, но и таких, как упомянутая мастер ОТК, быть, вероятно, не должно. Я не стал интересоваться фамилиями тех, от кого ученики хотели бы уйти: не проверять же их я приехал. Однако спросил у Казариновой, почему мастер ОТК вместо того, чтобы заниматься с девушками, отпустила их в разгар рабочего дня домой?
— Понимаете, — Раиса Алексеевна старалась как-то объяснить недоразумение, это чистая случайность. Мастер прекрасно справляется со своими основными обязанностями и хорошо показала себя, когда у нее были взрослые ученики. С детьми она впервые... Ну, может быть, они ее сильно отвлекают от работы. Я даже затрудняюсь объяснить, но думаю, что это в первый и последний раз.
Случайность или нет, мне трудно судить. Но в главном, пожалуй, не ошибусь: да, на заводе одобрили эксперимент, а вот подкрепить его конкретными делами не сумели. Требовалось же не так много: подобрать настоящих наставников, загрузить школьников работой. Одобрить инициативу на словах, как видим, явно недостаточно.
Брак, рождаемый неумением или равнодушием тех, кто должен заниматься с учениками, поправить очень трудно. Только новый курс обучения у хороших наставников может помочь школьникам стать настоящими рабочими.
Так, может быть, прав в своих возражениях Ю.И.Никулин? Однозначно на этот вопрос ответить пока невозможно: не было «чистоты эксперимента». Интересная сама по себе задумка столкнулась с равнодушием тех, от кого в первую очередь зависел успех начинания.
Думается, что «оранжерейный климат» УПК и «реальности» заводской жизни — это две крайности, с которыми столкнулись школьники. Истина, наверное, лежит где-то посередине: неплохо еще в школе прочувствовать настоящую заводскую атмосферу, но обязательно с хорошими, думающими наставниками.
— Как говорится, новое — это хорошо забытое старое, не так ли? — сказал директор завода Борис Савельевич Галущак. — Ведь было же такое в конце пятидесятых годов, когда учеников на несколько дней в неделю направляли работать на заводы и другие предприятия. Я, правда, знаю, что это тогда не удалось. И учащиеся заводу мало что давали, да и завод им совсем ничего не мог дать — ребят ставили на «черную» работу, а после окончания школы они завод стороной обходили.
— Как же теперь? Что нового вы сумели найти в хорошо забытом старом?
— Прежде всего мы поставили основным условием принцип добровольности. Устроить несколько рабочих мест в районном межшкольном учебно-производственном комбинате нам совсем ничего не стоило. Но мы захотели реальной отдачи. Тогда было предложено организовать в нашей подшефной школе класс, который будет работать и учиться профессии прямо в цехах нашего завода. Не думайте, что мы рассчитываем на стопроцентный успех, — директор покачал головой, — это была бы чистая маниловщина. Реально нас устроит треть, даже четверть от числа тех, кто сейчас ходит на завод.
Тем более директору было неприятно услышать о моих наблюдениях относительно наставничеста в некоторых цехах. Борис Савельевич ответил, что в ближайшее время сам займется экспериментальным классом. Подрывать, пусть даже по мелочам, кадровое дело он никому не позволит. Может, в том и причина относительного неуспеха эксперимента, что главный человек на заводе узнает об этом от приезжего корреспондента?..
Постановление о школьной реформе обязывает творчески подходить к процессу трудового обучения, не связывая школу жесткими формами этой работы. Новосибирские педагоги и производственники ищут свою форму. Опыт любого начинания показывает, что успех, особенно если дело новое, нередко соседствует с ошибками и просчетами. Не избежали просчетов и здесь.
На следующий учебный год в школе № 55 будет проводиться третий набор в очередной девятый «Б». Хочется верить, что завтрашние старшеклассники встретят на заводе иной прием.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Что можно ответить на такой «наивный» вопрос? Да еще, если слышишь его от врача. Разве что растопырить свою пятерню, взглянуть на нее и сказать: «Ну, конечно, знаю...»
Рассказ
Оренбургский пуховый платок...