Непредвиденные итоги

Юрий Родин| опубликовано в номере №1400, сентябрь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

— А если б учили в какой-то из школ?

— Даже если бы был конкурс и пришлось ездить на другой конец города, все равно пошли бы туда.

— Но тогда почему же вы не поступили в девятый «А»? Ходили бы в УПК, а не на завод.

— Какая разница? Завод ближе.

Куда менее убедительными были возражения против завода, например, у Саши Торубарова. Хочет стать музыкантом или летчиком и в то же время ни музыкой, ни спортом, близким к авиации, не занимается. К тому же еще и утверждает, что это профессии, о которых мечтал всю жизнь. Скорее всего это не более, чем «очередная» юношеская мечта.

У меня, естественно, возник вопрос: но почему юношеские мечты .как-то стороной обходят приборостроительный завод? Особенно остро была настроена против него Таня Фрейберг, девушка симпатичная, бойкая и, как все молодые, категоричная в выводах и заключениях.

— Я на этом заводе не буду работать никогда! Мне неинтересно там. После школы пойду учиться на парикмахера.

На следующий день я разговаривал с мамой Тани Фрейберг, очень серьезным и уважаемым специалистом в своей области. Поинтересовался:

— Как вы думаете, почему Таня, вроде бы сознательно пошедшая в этот класс, теперь категорически отвергает идею, ради которой этот класс и был создан?

— Между прочим, я не считаю, что создание такого класса было ошибкой, — ответила она. — На моих глазах Таня стала собранней, трудолюбивей. Ну, а то, что она сейчас не хочет идти на завод — значит, тут что-то «не сошлось». Я сама в этом толком не разобралась... Но вот мы, наше поколение, работу себе не выбирали. Кого куда судьба занесла, там и работаем. У них же появилась возможность выбирать, и это хорошо...

— Но так можно выбирать всю жизнь...

— Всю жизнь? Вряд ли будут такие возможности. Но у кого из родителей рука поднимется заставлять своих детей идти на нелюбимую работу? Мне кажется, если вы хотите найти причины нежелания школьников работать на заводе, ищите их там, в цехах...

В сопровождении Раисы Алексеевны Казариновой, отвечающей на заводе за профессиональную подготовку рабочих, хожу по цехам, где работают ученики десятого «Б». Завод, переведенный в Новосибирск в годы войны, не молод, но большая часть рабочих — молодежь.

Спрашиваю Раису Алексеевну: «Отчего настроены против завода некоторые школьники? Может, здесь неправильно используют учеников — ну, например, вместо учебы заставляют убирать цех, или наставники у них слабые?»

— Что вы, как можно? — Казаринова чуть не задохнулась от удивления. — Даже принятого в штат ученика на уборку цеха в случае необходимости просят прийти, а не «заставляют». Школьники вообще на особом положении...

Девушек-контролеров ОТК, среди которых была и Таня Фрейберг, мы увидели уже в повседневной одежде. Оказывается, сегодня по производственным причинам работы в цехе не было, и мастер, она же наставник, отпустила их домой... Как выяснилось, ни Таня, ни ее подруги еще и не работали в цехе.

Реформа школы подразумевает воспитание у школьников трудолюбия, некоторых профессиональных навыков. Говоря о раннем выявлении призвания, о раннем обучении труду, мы как-то забыли, что одними декларациями детей ничему не научишь.

Уважение к труду невозможно привить без самого умения работать, а в нашем случае школьниц никто и не пытался научить. Есть они в цехе или нет — на плане это не сказывалось. Более того: проще и удобнее, когда от них вообще можно избавиться. А ведь наставников, как рассказывали на заводе, вроде бы выбирали и готовили не для галочки в отчете...

После этого разговор с Семеном Ивановичем Мартыновым, мастером ОТК, наставником Оли Сапожниковой и Оли Кожевниковой, был как глоток свежего воздуха. Уверен, что не ошибусь: каждый хотел бы иметь такого наставника, как Семен Иванович. Он давно мог спокойно уйти на пенсию. Но бездельничать Мартынов не может. И силы еще есть, и умения не занимать.

После знакомства с ним я понял, что скорее всего обе Оли хотели пойти на завод потому, что мастер открыл им радость труда и профессии. Думаю, попади к нему Таня или Саша, и они увлеклись бы рабочей профессией. Даже мне Семен Иванович успел за десяток минут доказать, что профессия эта интересная, если, конечно, к ней относиться серьезно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

 В  12-м номере читайте о судьбе сестры Наталии Гончаровой Екатерины, о жизни и творчестве поэта Якова Полонского, об одной из неразрешенных загадок ХХ века – гибели автора «Маленького принца»  Антуана де Сент-Экзюпери, о медицинском препарате, изобретенном супругом Веры Мухиной Алексеем Замковым, новый исторический детектив Натальи Рожковой «Расследования поручика Прошина  и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ольга Мостепанова

Спортивный автограф

Знаете ли вы свои пять пальцев?

Что можно ответить на такой «наивный» вопрос? Да еще, если слышишь его от врача. Разве что растопырить свою пятерню, взглянуть на нее и сказать: «Ну, конечно, знаю...»