Спортивный автограф
В гимнастике официальные рекорды, как известно, не фиксируются. Но то, что сделала на прошлогодних крупнейших международных состязаниях «Дружба-84» московская школьница Ольга Мостепанова, можно по праву назвать рекордом, причем абсолютным. В финале она завоевала четыре высшие оценки по десять баллов во всех четырех видах многоборья! Тысячи зрителей на Зимнем стадионе в чехословацком городе Оломоуце бурно приветствовали пятнадцатилетнюю победительницу.
Впервые Мостепанова блеснула в 1980 году. Уже тогда она повергла в изумление смелыми сверхсложными комбинациями скупую на эмоции лондонскую публику. «Перед нами Нью-Оля, новая Ольга Корбут!» — восторженно писали английские газеты, полагая, очевидно, что для любой юной гимнастки это лучший комплимент. Между тем в детстве кумиром Мостепановой была не Корбут, как у большинства ее ровесниц, а Эльвира Саади — на редкость грациозная и поэтичная спортсменка, чемпионка мира и Олимпийских игр, которую подруги по команде называли Шахерезадой.
Нетрудно представить, как обрадовалась Оля, когда на нее вдруг обратил внимание тренер Саади Владимир Филиппович Аксенов!
В гимнастику Мостепанова попала в общем-то случайно. Олина мама услышала по радио объявление о наборе шестилетних девочек в динамовскую спортивную школу и наутро повела дочь на стадион — с той лишь целью, чтобы маленькая непоседа нашла наконец точку приложения своей энергии. К тому же они жили неподалеку от «Динамо», и родителям было удобно возить Олю на тренировки.
Вскоре Мостепановы переехали на другой конец столицы — в Текстильщики. И теперь маме часто не хватало времени возить дочь на стадион. Тогда Оля ехала одна, с несколькими пересадками. Однажды заблудилась в метро, расплакалась, и строгая дежурная по станции решила отправить ее домой. Но Оля упросила-таки показать ей дорогу на «Динамо». Она не представляла, как это можно пропустить занятия. Обязательность уже тогда была одной из главных черт характера юной гимнастки.
Владимир Филиппович Аксенов в то время только-только переехал из Ташкента в Москву и готовил Элю Саади к Монреальской Олимпиаде-76. К последней для нее — и это тренер знал. Надо было думать о новых ученицах. И вот кто-то из коллег посоветовал Аксенову присмотреться к Мостепановой.
— Выигрышной внешностью Оля не отличалась, — вспоминает тренер. — Но была резкой, подвижной, сильной. И не в меру озорной. Я задумался: как с ней разговаривать? Саади — та пришла ко мне в двенадцать лет, уже, по гимнастическим меркам, взрослой спортсменкой. А эта совсем малышка. Решил: попробую с ней поговорить по-взрослому, сразу настроить на серьезный труд. Поймет — хорошо, не поймет — буду искать другую ученицу. Оля поняла меня.
Это, однако, вовсе не означало, что под влиянием сурового тренера Оле пришлось круто изменить характер, стать этакой сверхправильной девочкой-послушницей. Нет, после занятий в кругу подруг она по-прежнему не прочь поозорничать и слывет в сборной великой мастерицей на розыгрыши. Но в зале, на тренировках, Мостепанова совсем другая — спокойная, обстоятельная, сосредоточенная.
— Владимир Филиппович приучил меня с уважением относиться к любому делу, будь то гимнастика, учеба в школе или что-нибудь другое, — говорит Оля. — И я ему за это бесконечно благодарна. Когда есть настоящая, большая цель и твердое желание ее достичь, становится гораздо интереснее жить.
Даже тренер нередко изумлялся жадности маленькой Оли к работе. Обычного времени тренировки ей не хватает. До сих пор она, возвращаясь домой, стаскивает с кровати на пол матрац и крутит на нем сальто. Неудивительно, что когда в «Динамо» учредили «Кубок Саади» для самых юных гимнасток, первой его обладательницей стала Мостепанова. В тот день Владимир Филиппович подумал: а ведь новая ученица, пожалуй, способна пойти дальше прежней. И предложил: «Давай попробуем соединить в твоей гимнастике сложность и риск, которыми отличалась Корбут, с поэтической красотой Саади. Ты представляешь, какой тут может получиться сплав!»
Они работали много и упорно. «Добивались, чтобы мое выступление вызывало ощущение полета», — поясняет Ольга. И вот в октябре 1983 года в Будапеште она, дебютируя на чемпионате мира, сразу взлетела на пьедестал.
Тогда на помосте развернулся жаркий спор между лидером нашей сборной ростовчанкой Натальей Юрченко, знаменитой Макси Гнаук из ГДР и румынкой Екатериной Сабо. А Мостепанову никто в общем-то всерьез не принимал: в гимнастике, как и в фигурном катании, арбитры не слишком благосклонны к новичкам и не спешат им выставлять высокие оценки. Но... На бревне — одном из коварнейших снарядов — споткнулись, не справившись с волнением, и Гнаук, и Сабо. Перед Ольгой неожиданно сверкнула надежда на «серебро», но только в том случае, если ей удастся «пройти» бревно на 9,9 балла. Оля долго, очень долго настраивалась на выступление. И получила нужную оценку! Да к тому же первой в мире исполнила сверхсложную комбинацию, которая теперь официально именуется «соединением Мостепановой». Юрченко — первая, Мостепанова — вторая. Так закончился будапештский чемпионат. А через девять месяцев, на турнире в Оломоуце, Ольга опередила и Наталью.
Аксенов утверждает, что у его воспитанницы математический склад ума. Ольга действительно предельно рационально расходует силы на тренировках, быстро осваивает новые программы. Она добавляет, что это нередко выручает ее в трудных ситуациях.
— Так было, например, на «Дружбе-84», — говорит гимнастка. — На разминке перед состязаниями в многоборье я неожиданно сорвалась с бревна. А через пару минут выступать, и уже нет времени повторить упражнение, чтобы понять, в чем же допущен промах. Тогда я мысленно разобрала комбинацию повинтикам, обнаружила свою ошибку, а заодно сосредоточилась, успокоилась. И получила десять баллов!
Но математик в Оле соседствует с лириком. И оттого ее гимнастика не только удивительно сложна, но и одухотворенна. Многим болельщикам наверняка запомнились ее прекрасные вольные упражнения под «Гранаду» в исполнении оркестра Джеймса Ласта, которые на «Дружбе-84» были оценены золотой медалью. А на представительном международном турнире в Барселоне местные зрители долго стоя рукоплескали Ольге и говорили, что до нее еще никому не удавалось так ярко выразить на гимнастическом ковре характер и колорит испанского танца.
Недавно за большие достижения в спорте пятнадцатилетняя гимнастка Ольга Мостепанова была награждена орденом «Знак Почета».
— Сложность в сегодняшней гимнастике, конечно же, играет большую роль, — замечает Ольга. — Но ни в коем случае нельзя поступаться в погоне за сногсшибательными трюками художественной стороной программ. Мы с тренером за красивую, вдохновенную гимнастику.
Именно такую гимнастику мы надеемся увидеть в исполнении Ольги на очередном чемпионате мира, который состоится в ноябре в Канаде.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Литературные уроки
Театр и песня
Детский дом — теплый дом