Около 17 часов мы видели новый воздушный бой, в котором с обеих сторон принимало участие около восьмидесяти самолетов. Республиканские истребители дерзко ворвались в плотный строй, окружавший десять бомбардировщиков «Юнкере», и атаковали их. Несколько минут схватки - и два «Юнкерса»
начинают падать. Один, с воспламенившимся крылом, медленно, обреченно скользит к земле по кривой, за линию фашистов. Другой, как огненный шар, падает отвесно вниз. Четыре человека с парашютами отделяются от машины. У одного парашют не раскрылся, остальные благополучно спускаются и попадают в плен к республиканцам. Республиканские солдаты в восторге бегут к пылающему на земле огромному самолету. Командир еле успевает остановить их: начинают взрываться уцелевшие на самолете огромные бомбы. Со своей стороны, фашистская артиллерия, увидев скопление людей вокруг пожарища, начинает крыть по пригорку снарядами.
Тем временем в воздухе продолжается бой, вернее, преследование поспешно отступающих «Гейнкелей» и «Фиатов». Ободренные успехом, республиканские летчики буквально терзают стаю обезумевших фашистов и обивают еще два неприятельских истребителя... Весь бой, который, казалось, тянулся целую вечность, на самом деле продолжался 27 минут».
Так сообщает из Мадрида 16 февраля Михаил Кольцов.
Доблестная авиация республиканцев! Кто с любовью и восхищением не произносит имен ее героев: капитана Антонио, Энрике Лореса, Хозе Гарсия и многих других! Кто не радуется блестящим победам республиканских летчиков, растущим цифрам сбитых или обращенных в бегство германских «Юнкерсов» и «Гейнкелей», итальянских «Капрони» и «Фиатов»!
У кого не сжимаются от священной ненависти кулаки при воспоминании о Хозе Галарса, республиканском летчике, взятом в плен и убитом фашистами, сбросившими его изуродованный труп на мадридский бульвар!...
В Испании, первой стране, принявшей на себя вооруженный удар фашистских империалистов, решаются крупнейшие проблемы современного военного искусства, в том числе и вопрос о массовом применения авиации. Испанская драма как бы приоткрывает завесу над гуманными контурами будущей «большой войны».
В Испании международный фашизм проверяет теорию воздушного нападения, разработанную после мировой империалистической войны 1914-1918 годов.
Вот основные положения этой теории:
«Действуя по наиболее чувствительным населенным центрам, авиация сможет, внося смятение и ужас в неприятельскую страну, быстро разбить ее материальное и моральное сопротивление». Такой тезис выдвинул еще в 1921 году основоположник современной буржуазной теории самостоятельного применения воздушного флота итальянский генерал Джулио Дуэ, труды которого фашизм устами маршала Итало Бальбо провозгласил «драгоценным документом итальянской гениальности в области военных наук».
С итальянцем Дуэ перекликается другой известный современный военный писатель, английский генерал Фуллер. В 1923 поду Фуллер в книге «Реформация войны» писал, что воздушному флоту «...нет необходимости нападать на вооруженные силы противника, раз он может непосредственно сокрушить волю его народа».
Теория Дуэ и Фуллера нашла широкое признание в фашистской Германии. Многим из наших читателей известен нашумевший роман немецкого майора Гельдерса «Воздушная война 1936 года (разрушение Парижа)», выпущенный в свет еще до фашистского переворота в Германии и переведенный на русский язык; но немногие, вероятно, знают о многочисленных фашистских подражателях Гельдерса, на все лады пропагандирующих необходимость создания мощного агрессивного воздушного флота.
Поставить народ противника «на колени» путем «беспощадной воздушной войны» - такова по этим теориям основная задача воздушных сил.
Развитие воздушных флотов капиталистических стран, особенно Германии и Италии, шло за последние годы под знаком осуществления этой теории. Достаточно оказать, что бомбардировочная авиация в этих странах составляет 60% всего количества боевых самолетов.
Свою теорию итальянский фашизм впервые пытался проверить на опыте покорения Абиссинии; однако благодаря специфическим особенностям и трудностям абиссинского театра войны этот опыт нельзя считать показательным для Европы. Но вот с 18 июля 1936 года (дата начала военно-фашистского мятежа в Испании), впервые после мировой войны 1914-1918 годов, над одной из стран Европы военная авиация уже более полугода ведет свою смертоносную работу. В воздушных пространствах Испании, над древними испанскими городами, германские и итальянские фашисты репетируют «настоящую» войну, сулящую фашизму (в мечтах его вождей) господство над миром и в первую очередь сокрушение ненавистного им Советского союза...
Еще рано подводить окончательный итог этой «репетиции»; однако ряд положений уже представляется нам достаточно ясным.
«Господствовать в воздухе - значит быть в состоянии воспрепятствовать неприятелю летать, сохраняя эту возможность за собой», - пишет Дуэ.
«Завоевать господство в воздухе, - говорит он далее, - ...это значит победить».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.