Борьба за господство в воздухе выражается прежде всего в стремлении уничтожить воздушные силы противника на их аэродромах; привести в негодность их материальную, наземную базу, расстроить сложную и громоздкую систему боевого питания (горючим, боеприпасами, запасными частями); разрушить авиационные заводы; наконец, нанести противнику ряд поражений в воздушном бою.
В начале фашистского мятежа в Испании авиация республики количественно превышала авиацию мятежников в два с половиной раза (у мятежников было около 100 самолетов, у республиканцев - около 250, в большинстве устарелой конструкции); однако ни одна из сторон в первый период борьбы не могла ставить перед своей авиацией решительных целей: силы были недостаточны. Но очень быстро положение изменилось - и не в пользу республики: уже в августе мятежники получили около 100 германских и итальянских бомбардировщиков и истребителей современной конструкции. Это позволило фашистам перейти в наступление в воздухе. Нападениями на аэродромы правительственной авиации в Хетафе (близ Мадрида), в Андухарэ (близ Кордовы), в Малаге, Баррахосе и т. д. мятежники вывели из строя значительное число республиканских самолетов. В то же время заметно сказывалось преимущество «Гейнкелей» и «Фиатов» над устаревшими истребителями республики. Авиация мятежников действовала почти безнаказанно. В этот второй период ее роль в борьбе была чрезвычайно велика. Необстрелянные и недостаточно дисциплинированные части народной милиция нередко обращались мятежной авиацией в беспорядочное бегство и несли большие потери. Наступление мятежников на земле обеспечивалось, как правило, предварительными ударами с воздуха.
Это положение длилось недолго. Наступил третий период борьбы в воздухе. Резко увеличились силы и возросла активность республиканской авиации. В конце октября республиканская авиация перешла в решительное контрнаступление: рядом внезапных нападений на аэродромы она не только уничтожает германские и итальянские самолеты в Касересе, Талавере, Севилье, Гренаде и других местах, но и вынуждает мятежников перебазировать всю свою авиацию на 100-150 километров вглубь от фронта.
Перелом в соотношении сил наиболее ярко сказался в действиях правительственных истребителей. В ноябре, когда начались интенсивные воздушные бои под Мадридом, фашисты потерпели ряд жестоких поражений. Телеграф почти ежедневно разносит миру вести о блестящих действиях отважных летчиков республики, о сбитых «Гейнкелях» и «Юнкерсах», причем потери фашистов достигают весьма внушительных цифр. По данным самих мятежников, на конец января только одна Германия потеряла 119 самолетов и 243 летчика; общие же потери авиации мятежников, вероятно, превысили эти цифры в 2-3 раза.
В итоге фашисты уже не решаются предпринимать воздушные рейды бомбардировщиков без надежной охраны истребителей.
Наступает, таким образом, четвертый период борьбы в воздухе - период успехов республиканской авиации. Кто из наших читателей не знает, что теперь отряд в 6-10 «Юнкерсов» (бомбардировщиков) всегда сопровождают 30-40 «Гейнкелей» и, прежде чем сбросить свой смертоносный груз, фашисты вынуждены парировать яростные атаки республиканцев, нередко обращающие летчиков-бандитов в беспорядочное бегство! Весьма характерно также и то, что цифры потерь мятежников в этих боях, как правило, значительно превосходят потери республиканцев.
Неоспоримым фактом огромной важности является и то, что республиканская авиация добилась частичного превосходства в воздухе, что позволило ей предпринять штурмовые и бомбардировочные действия против наземных войск мятежников и их складов, воинских эшелонов и железнодорожных узлов.
Легенда о непобедимости фашистской авиации развенчана. Испанский народ убедился в том, что фашистов можно бить не только на земле, но и в воздухе. Это убеждение влило новые силы в ряды защитников Мадрида и всего антифашистского движения. Не будь побед испанской авиации, кто знает, был ли бы сегодня Мадрид республиканским?
В этом огромная историческая заслуга доблестных республиканских летчиков, лучших сынов великого испанского народа!
Но чем же объяснить победы республиканской авиации, в чем секрет ее успеха?
Во-первых, на стороне фашистов сражаются хотя и более опытные, но в массе своей наемные «добровольцы» - летчики, вовсе не желающие жертвовать жизнью из-за карьеры генерала Франко и его приспешников. Каждый из них действует для себя и за себя. «Удивительно, как у них отсутствует солидарность и спайка в атаке!» - восклицает испанский летчик, беседуя с Михаилом Кольцовым («Правда» от 10 января 1937 года); отсюда уклонение от боя, бегство при малейшей неудаче.
Республиканские летчики дерутся не за высокое жалование, а за свободное существование родного народа. Убежденность в правоте своего дела, спайка, самоотверженность, внутренняя дисциплина - вот что делает революционного бойца непобедимым. В этом величайшая сила испанской революции, в этом залог ее окончательной победы над фашизмом.
Немаловажной причиной поражений мятежников, невидимому, является также недостаточно высокое качество германских и итальянских самолетов. Все эти «Юнкерсы» и «Капрони» машины далеко не лучших марок; новые самолеты правительственной авиации превосходят их по своим летно-техническим данным.
Так скорость германского бомбардировщика «Юнкере Ю-52» и итальянского «Капрони» не превышает 270-280 километров в час; истребители «Гейнкель» и «Фиат» имеют максимальную скорость в 350-360 километров в час. Сейчас это уже невысокие показатели. Не даром в феврале английская газета «Дейли геральд» сообщала, что германское командование обеспокоено неудовлетворительными результатами «испытания» некоторых новых германских самолетов на театре военных действий в Испании.
Современная техника в руках беззаветно преданных делу народного фронта людей - вот что обеспечило победы правительственной авиации.
Фашистское «господство в воздухе» оказалось весьма недолговечным, и если бы не непрерывная помощь самолетами из Германии и Италии, фашистские воздушные силы в Испании, вероятно, уже не существовали бы вовсе.
Испанский опыт, таким образом, подтвердил справедливость доводов многочисленных оппонентов Дуэ (и в частности ряда советских авторов), доказывавших несостоятельность тезиса об абсолютном господстве в воздухе. Нет и не может быть такого господства: возможно временное (более или менее длительное) превосходство в воздухе, причем в течение войны оно может переходить из рук в руки, в зависимости от меняющейся обстановки и соотношения сил.
Не лучше обстоит дело с проверкой другого фашистского тезиса - о беспощадных действиях авиации, якобы способных в кратчайший срок решить исход войны без всякого участия наземных армий.
Вспомним, что и посмертный труд Дуэ «Война 19... года», и роман Гельдерса «Воздушная война 1936 года», и ряд других произведений подобного характера рисуют будущую войну как одноактное нападение авиации на жизненные центры противника, решающее исход войны... в два-три дня.
Опыт борьбы за Мадрид опрокидывает все эти рассуждения как карточный домик.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.