незримое штатное расписание с множеством должностей. Добытчик? Прежде всего. Без денег не проживешь. Повар? А как же! Педагог-воспитатель? Естественно, раз ребенок. Экономка? Иначе никаких денег не хватит. Умелец? Так ведь не бегать с каждой мелочью по мастерским. Массовик-затейник, или по-современному диск-жокей? Без него нельзя – заскучают. Человек с сильным характером? А кто иначе будет решать? Человек с мягким характером? А кто иначе будет мирить?
Список можно продолжать и продолжать. Работы – на обширный штат, а в наличии он да она.
Нет, в большой семье легче наладить разделение труда...
В малой семье любая крупная ссора сразу ставит людей на грань развода – ведь живут нос к носу, некому помирить, некуда расползтись, прийти в себя. А в большой ссора амортизируется, и расходиться вовсе не обязательно.
Наконец, такой семье не так уж страшны демографические парадоксы, тут можно не подсчитывать процент «женихов» и «невест»: ведь здесь может быть любое соотношение мужчин и женщин. Конечно, и в самой дружной компании безмужняя мать остается безмужней матерью, а вот безотцовщины тут практически нет: все дети, растут под мужским влиянием и под мужской защитой.
Нечто подобное в разных вариантах я уже встречал. Ну, например, степь, водохранилище, небольшой городок, огромная стройка, сестры Тунгусовы. Совсем как у Чехова – три сестры.
Две из них были врачи, третья кончала институт, тот же. что и старшие. Их дом (обычная квартира в панельной пятиэтажке) в городке был известен и даже знаменит. У сестер Тунгусовых собирались по праздникам, по субботам, по случаю приезда в город интересных людей и просто так. во имя роскоши человеческого общения. И все было по высшему классу: дом скромный, стол скромный, общение роскошное...
Культурные события городка не обходились без сестер: на выставках, спектаклях, «капустниках» они были если не участницами и не организаторами, то уж точно желанными гостями. С ними советовались начинающие режиссеры, их тройственные портреты писали местные художники, с ними городской архитектор обговаривал свои планы. Замечательная была семья!
Из троих замужем была тогда лишь младшая. Муж ее, красивый парень, легко вошел в уже сложившуюся компанию и без ревности воспринимал, что квартира, где теперь обитал и он, по-прежнему именовалась домом сестер Тунгусовых.
Помню, я долго допытывался у младшей, не сложно ли ей, теперь замужней, вместе с сестрами. Она пожимала плечами и доказывала, что, наоборот, так лучше: всегда помогут, поддержат.
– И не ссоритесь?
– Нет.
– Но бывают же конфликтные ситуации?
– Конечно, – сказала младшая Тунгусова, – но ссориться вовсе не обязательно. Когда люди любят друг друга, они не ссорятся, а спокойно выясняют отношения...
Эту формулу я запомнил, она мне очень нравится, и потому я привожу ее в этих своих рассуждениях.
Наверное, прочитав эту главку, иной читатель удивится: при чем тут высокая девушка? Она же хотела совершенно определенного – выйти замуж. А я что предлагаю? Заботу друзей и любовь родственников? И при чем тут молодежный журнал? О будущем семьи обязаны думать философы и социологи, вот пусть они и думают. И обращаться с подобным разговором надо именно к ним...
Прекрасно понимаю, что и высокая девушка и другие женщины, находящиеся в ее положении, скорее всего предпочтут сугубо традиционную форму семьи: он – она – ребенок. Но ведь нетрадиционные формы общежития я противопоставляю не семье – одиночеству и только одиночеству! И сравнивать надо с ним. Если же кто-то из специалистов или просто читателей предложит высокой девушке нечто лучшее, буду только рад. Но реальные предложения обязаны учитывать реальную жизнь.
А в молодежный журнал я принес эти заметки совершенно сознательно. Ибо молодежь к теме разговора имеет отношение самое прямое: ведь не кому-нибудь, а именно ей в ближайшие десятилетия предстоит жить, любить, создавать семью, растить детей или, к сожалению, страдать от одиночества. И очень важно, на что молодые люди будут ориентироваться с самого начала. На личную победу в жизненной борьбе или на трудные поиски выхода для всех, поиски решения, при котором не придется страдать никому.
Окончание следует.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.