Подземный коридор выводит нас на перрон. Рядом железнодорожный путь. По сравнению с обычной полутораметровой колеей он выглядит гигантом: расстояние между массивными рельсами - более четырех метров.
Исполинский атомный локомотив, словно могучий корабль, бесшумно подает к перрону состав. Перед нами пассажирский вагон, почти ничем не похожий на обычный. Это скорее двухэтажный дворец на колесах.
Мягко раздвигаются створки входных дверей. Из люков, расположенных под ними, на перрон ложатся широкие переходные мостики с перилами.
Мы поднимаемся по ним и оказываемся в просторном коридоре, по обе стороны которого за полированными дверями находятся пассажирские купе. Однако это не прежние «коробочки», в которых экономили каждый квадратный сантиметр площади. Купе больше походят на каюты - люкс морского экспресса.
- Вы нашли свои места? - любезно спрашивает проводник и, взглянув на билеты, добавляет: - Ваше купе на втором этаже.
Мы проходим через просторный салон с изящной мебелью, пальмами и широкоэкранной телевизионной установкой и, поднявшись по лестнице, занимаем свои места.
До отхода атомного экспресса остается несколько секунд. Звук, напоминающий аккорд большого органа, плывет в воздухе. Поезд трогается...
В широкое окно купе виден стоящий под погрузкой атомный товарный состав. В огромные стальные вагоны, которые вытянулись под бетонными пролетами эстакады, золотыми струями льется зерно. Его привезли сюда в обычных, стотонных вагонах на обыкновенном электровозе. Двадцать семь поездов требуется, чтобы загрузить исполинский состав.
Плавно, без рывков наш поезд набирает скорость. Вот она уже достигла двухсот пятидесяти километров в час, но мы этого не ощущаем. Не слышно стука колес. Вагон едва покачивает. По автостраде, которая тянется вдоль железной дороги, мчится шестивагонный троллейбусный поезд дальнего следования, но он быстро отстает от нас: его скорость не превышает двухсот километров в час.
По вагону разносится звучный музыкальный аккорд, и голос диктора сообщает:
- Пассажиров, следующих до станции Гелиоцентраль, прошу приготовиться. Остановки поезда не будет...
Мы с тревогой смотрим в окно на мелькающие строения, деревья. Действительно, как же сойти с поезда при такой бешеной скорости? Но диктор повторяет приглашение, и мы отправляемся вниз, к выходу.
С легким шипением распахиваются двери - и перед нами крытая площадка. Это перрон. Мы ступаем на него, а в вагоны входят новые пассажиры. И вдруг перрон, отделившись от поезда стеклянной стеной, начинает замедлять движение. Оказывается, это специальный электропоезд, с помощью которого производится посадка пассажиров на полном ходу.
Скоростной перрон останавливается у станции. Мы усаживаемся в большие открытые автобусы и отправляемся на плантации, которые созданы учеными Гелиоинститута. Машина идет ровно, звука двигателя совсем не слышно, да и приборы управления необычные. Оказывается, мы находимся в электробусе.
- Где же источник тока? - спрашиваем мы молодого шофера.
- Там, - отвечает он, показывая на асфальтовую дорогу.
- Не видим!
- И не увидите, - усмехается шофер. - Под асфальтом проложен кабель, по которому пущен ток высокой частоты. А под кузовом машины расположен приемный контур из медной трубки. Он принимает энергию через поле высокой частоты, образующееся над дорогой. Высокочастотный транспорт советские инженеры изобрели уже давно. Только электроэнергии для него было маловато. А теперь...
Электробусы выехали на плоскогорье, и мы увидели несколько строгих белостенных зданий, а между ними нечто вроде густой сетки из черных прямоугольников. Это были плантации электрической энергии - грандиозная солнечная электростанция мощностью в несколько миллионов киловатт.
Ученые уже давно подсчитали, что лишь на один квадратный метр наших знойных пустынь солнце в дневное время излучает до киловатта энергии. На участок в сто гектаров оно дает миллион киловатт. Эта неистощимая энергия с помощью полупроводниковых термоэлементов превращается на плантациях в электричество.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.