Необычайное путешествие

Ю Моралевич| опубликовано в номере №711, январь 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

Одна сторона полупроводниковых термоэлементов, заключенная в черные секции, которые мы увидели еще издали, нагревается солнечным светом. Другая охлаждается потоками воздуха, который подается по трубам, проложенным глубоко в земле. А разность температур, как известно, - главное условие действия полупроводниковых термоэлементов.

В подземных залах под белыми зданиями установлены огромные батареи аккумуляторов. Они накапливают в дневное время столько электричества, что его вполне хватает на сутки. От бесшумных и неподвижных, но могучих солнечных электростанций получает питание и высокочастотная дорога.

Комфортабельный электробус доставил нас в совхоз «Крылатый заслон», отвоевавший у пустыни немалую территорию. Еще издали мы увидели на горизонте густую полосу зеленого леса с возвышавшимися над ним башнями. Вблизи башни оказались стометровыми стальными мачтами ветродвигателей, вокруг которых быстро вращались вертикальные шестикрылые роторы. Встав над лесной полосой, эти великаны приняли на себя напор ветра, дувшего со стороны пустыни.

Оомотр совхоза мы начали с энергетического заслона. Оказалось, что от гигантских ветродвигателей приводятся в действие компрессоры, которые качают сжатый воздух. Образующееся во время работы тепло передается установленным тут же батареям термоэлементов, которые преобразуют его в электричество. А сжатый воздух направляется на предприятия совхоза, в жилые дома.

Пока мы были в совхозе, погода неожиданно испортилась. Мутной желтой пеленой затянуло солнце. Сухими, раскаленными порывами налетел ветер. Быстрее замелькали в безостановочном хороводе крылья ветродвигателей. Энергодиспетчер совхоза легким движением руки передвинул на пульте управления рычажок «дождь». И тут же на главном оросительном канале совхоза заработали многоступенчатые центробежные насосы. Вода под высоким давлением устремилась по трубам в колонны ветродвигателей, хрустальными мечами поднялась над ними. Упругие струи рассыпались в высоте, обильным дождем упали на хлопковые и кукурузные поля.

Вековой враг человека - ветер пустыни - здесь прилежно работал, орошая просторы совхозных полей.

Наше путешествие по плантациям электричества и отвоеванным у пустыни плодородным землям закончилось на берету моря. Внизу в подковообразной впадине виднелся большой город - порт.

... Белый морской экспресс, напоминающий очертаниями гигантский самолет без крыльев, уже ждал нас. Мы попросили капитана отвести нам каюту.

- Кают нет, - ответил капитан. - На наших судах их просто не строят. Ведь вам придется плыть всего три часа...

Точно в назначенный час экспресс покинул причал и вышел из порта. Скорость его постепенно увеличивалась. И вдруг мы заметили, что поверхность моря как бы опускается. Корабль явно выходил из воды, словно готовясь взлететь. В боковые иллюминаторы видно, что экспресс мчится над морем, не касаясь его. В воде остались лишь небольшие сверкающие крылья - плавники.

Скорость экспресса достигала более ста километров в час. Какими же могучими должны быть двигатели, сообщающие судну такую стремительность! К нашему удивлению, машинное отделение корабля оказалось невелико. На переборках почти не видно приборов и механизмов. Только на полу, выложенном блестящими плитками, установлены попарно четыре электродвигателя.

Нам показывают плотно закрытые двери из массивной серебристой пластмассы. За ними. в небольшом отсеке, защищенном со всех сторон особым слоистым панцирем, находится атомно - полупроводниковая электростанция.

При значительной мощности она чрезвычайно компактна. Небольшой атомный реактор нагревает батареи полупроводниковых элементов, которые дают электрический ток для гребных двигателей. В реакторе помещен раствор соли урана в тяжелой воде. Если из этого раствора удалять погруженные в него кадмиевые стержни, мощность тока возрастает до десяти тысяч киловатт. Свойство это используют для регулировки напряжения станции.

... Мы 'совершенно не чувствуем морской качки, хотя за бортом пенятся волны. Ведь корпус корабля целиком находится над водой.

Единственное, что нас немного огорчает, - это невозможность выйти на палубу: быстрое движение судна даже в самую тихую погоду, даже при попутном ветре вызывает ураганный встречный поток воздуха.

Путешествие через море не заняло и трех часов. Прибыв в порт, мы снова усаживаемся в автобусы, верхняя часть кузовов которых изготовлена из удивительно прозрачного синтетического стекла, не уступающего в прочности лучшим сортам стали.

- Высокочастотный? - с видом знатоков спрашиваем у водителя. - Под дорогой кабели?

Водитель отрицательно качает головой.

- Питание не под дорогой, а над нами. Мы поднимаем головы, но не видим ни единого провода.

Водитель нажимает кнопку. Сзади из кузова выдвигается невысокий стержень с обтекаемым контуром, похожим на вытянутую букву «О». Машина трогается. Шофер ставит ее на автоматическое управление, оборачивается к нам и поясняет:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены