Но жизнь редко требует от человека
такого подъема его духовных сил, чтобы
пожертвовать собой, выручая из огня
трактор, комбайн, станок. Не часто требуется самому собирать механизмы, тем
более бросаться за ними в огонь. Это обстоятельства исключительные.
Обычно же нужен минимум – уважительное отношение к технике, к тем людям, чьими руками она создана.
Уважение, а потом и любовь к технике приходит через руки, то есть через умение, когда станок послушен и верен тебе. Чтобы привить это умение, существует много способов; один из них, например, конкурсы по профессиям. Как мне подчеркивали в комитете комсомола, они нужны для популяризации рабочих профессий, для повышения мастерства молодых.
Это все верно в теории. На практике же часто получается иначе (я говорю не только о своем заводе – сужу, в частности, по рассказам других рабочих, по материалам молодежных газет и журналов). Наши ребята становятся к станкам при «закрытых дверях» цехов. Зрители отсутствуют. А какое соревнование без зрителей? Стало быть, в смысле популяризации цель не достигается. Надо бы в дни конкурсов открывать ворота завода для школьников, родителей, а если это невозможно – идти в школу, где есть производственная база. Это первое.
Второе – о повышении мастерства. Обычная, ежедневная работа молодых токарей из ПТУ – предварительная обдирка поковок и заготовок. Работу сложнее мастера им не доверяют. Почему? Боятся, что не справятся, не сумеют. А почему не умеют? Потому что не дают им сложную работу, на которой только и можно научиться токарному делу. Все, круг замкнулся. А ведь когда мы приглашаем этих же ребят на соревнование, то даем делать довольно сложные детали. Какой вывод? Учить мастерству один день в году нерационально, непедагогично, экономически невыгодно.
Я не призываю вообще отказаться от конкурсов. Нет, они могут и должны приносить пользу. Я только против того, чтобы проводить конкурсы формально. для «галочки» в отчете. К сожалению, случается, провели конкурс – и вздохнули спокойно: «Мероприятие выполнено». Но воспитание молодых не «мероприятие», это дело не терпит кампанейщины. Совершенно верно писал в нашей многотиражной газете рабочий А. Потапкин: «Надо создать такую обстановку, в которой подобные конкурсы проходили как бы постоянно, в повседневной работе у станка, у верстака».
Конкурс, я считаю, нужен не для того, чтобы выявить десяток «сильнейших». Конкурс – для того, чтобы у умельцев поучились их товарищи. И еще конкурсы должны поднимать престиж главной фигуры на производстве – человека у станка.
Все главные вопросы жизни решаются, осваиваются на рабочем месте. Оно дает человеку не просто заработок, дает еще и богатейшие возможности для самоутверждения, для творчества, наконец, – вот о чем надо почаще говорить с молодыми.
Вспомните, например, знаменитого фрезеровщика Ивана Гудова. Творил он буквально чудеса: вдвое, втрое, в десятки раз перекрывал сменные задания. Свои небывалые рекорды он ставил потому, что для него станок был не бездушной грудой металла, а верным и безотказным помощником. Гудов начинал работать фрезеровщиком-поопера-ционником; сделал универсальным свой станок – стал универсалом; потом в меру своих возможностей автоматизировал станок.
Гудов, Генрих Борткевич, Павел Быков, Алексей Чуев – все они из славной плеяды новаторов-рабочих. Без их опыта, возможно, и не было бы такого качественного улучшения нашего станочного парка. Если все они учились на простеньких «ДИПах», то теперь уже в ПТУ ребятам дают представление о станках-автоматах, станках с числовым программным управлением, автоматических линиях... Происходит непрерывное совершенствование станка – должен совершенствоваться и человек, работающий на этом станке. Цена изготовления, цена поломки, цена простоя «ДИПа» или станка-автомата неодинакова. Соответственно изменилась и цена отношения человека к станку.
...Рабочий человек все замечает. Мы знаем, кто у нас «станколом», кто «поденщик», кто попросту иждивенец. Беда в том, что знать-то знаем, а сказать... Так, в основном в курилке поругиваем, спорим... Сказать во всеуслышание – это бывает реже. А почему?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.