Не хочу так работать

Ким Андреев| опубликовано в номере №1255, сентябрь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но жизнь редко требует от человека

такого подъема его духовных сил, чтобы

пожертвовать собой, выручая из огня

трактор, комбайн, станок. Не часто требуется самому собирать механизмы, тем

более бросаться за ними в огонь. Это обстоятельства исключительные.

Обычно же нужен минимум – уважительное отношение к технике, к тем людям, чьими руками она создана.

Уважение, а потом и любовь к технике приходит через руки, то есть через умение, когда станок послушен и верен тебе. Чтобы привить это умение, существует много способов; один из них, например, конкурсы по профессиям. Как мне подчеркивали в комитете комсомола, они нужны для популяризации рабочих профессий, для повышения мастерства молодых.

Это все верно в теории. На практике же часто получается иначе (я говорю не только о своем заводе – сужу, в частности, по рассказам других рабочих, по материалам молодежных газет и журналов). Наши ребята становятся к станкам при «закрытых дверях» цехов. Зрители отсутствуют. А какое соревнование без зрителей? Стало быть, в смысле популяризации цель не достигается. Надо бы в дни конкурсов открывать ворота завода для школьников, родителей, а если это невозможно – идти в школу, где есть производственная база. Это первое.

Второе – о повышении мастерства. Обычная, ежедневная работа молодых токарей из ПТУ – предварительная обдирка поковок и заготовок. Работу сложнее мастера им не доверяют. Почему? Боятся, что не справятся, не сумеют. А почему не умеют? Потому что не дают им сложную работу, на которой только и можно научиться токарному делу. Все, круг замкнулся. А ведь когда мы приглашаем этих же ребят на соревнование, то даем делать довольно сложные детали. Какой вывод? Учить мастерству один день в году нерационально, непедагогично, экономически невыгодно.

Я не призываю вообще отказаться от конкурсов. Нет, они могут и должны приносить пользу. Я только против того, чтобы проводить конкурсы формально. для «галочки» в отчете. К сожалению, случается, провели конкурс – и вздохнули спокойно: «Мероприятие выполнено». Но воспитание молодых не «мероприятие», это дело не терпит кампанейщины. Совершенно верно писал в нашей многотиражной газете рабочий А. Потапкин: «Надо создать такую обстановку, в которой подобные конкурсы проходили как бы постоянно, в повседневной работе у станка, у верстака».

Конкурс, я считаю, нужен не для того, чтобы выявить десяток «сильнейших». Конкурс – для того, чтобы у умельцев поучились их товарищи. И еще конкурсы должны поднимать престиж главной фигуры на производстве – человека у станка.

Все главные вопросы жизни решаются, осваиваются на рабочем месте. Оно дает человеку не просто заработок, дает еще и богатейшие возможности для самоутверждения, для творчества, наконец, – вот о чем надо почаще говорить с молодыми.

Вспомните, например, знаменитого фрезеровщика Ивана Гудова. Творил он буквально чудеса: вдвое, втрое, в десятки раз перекрывал сменные задания. Свои небывалые рекорды он ставил потому, что для него станок был не бездушной грудой металла, а верным и безотказным помощником. Гудов начинал работать фрезеровщиком-поопера-ционником; сделал универсальным свой станок – стал универсалом; потом в меру своих возможностей автоматизировал станок.

Гудов, Генрих Борткевич, Павел Быков, Алексей Чуев – все они из славной плеяды новаторов-рабочих. Без их опыта, возможно, и не было бы такого качественного улучшения нашего станочного парка. Если все они учились на простеньких «ДИПах», то теперь уже в ПТУ ребятам дают представление о станках-автоматах, станках с числовым программным управлением, автоматических линиях... Происходит непрерывное совершенствование станка – должен совершенствоваться и человек, работающий на этом станке. Цена изготовления, цена поломки, цена простоя «ДИПа» или станка-автомата неодинакова. Соответственно изменилась и цена отношения человека к станку.

...Рабочий человек все замечает. Мы знаем, кто у нас «станколом», кто «поденщик», кто попросту иждивенец. Беда в том, что знать-то знаем, а сказать... Так, в основном в курилке поругиваем, спорим... Сказать во всеуслышание – это бывает реже. А почему?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Земляника под снегом

27 июля 1936 года родился Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа