Я думаю, что главное отличие сегодняшних детей от детей моего поколения заключается в том, что нынешние советские дети могут выбирать любой путь в жизни, любая мечта сегодняшнего ребенка в принципе осуществима, в то время как дети моего поколения были часто вынуждены строить свои планы в соответствии с объективными обстоятельствами, и гораздо менее – в соответствии со своими субъективными желаниями и пристрастиями.
Дети будущего представляются мне прежде всего одухотворенным, творческим поколением. Творчество, как способ выражения человеком самого себя, будет главной отличительной чертой детей будущего – будь это творчество техническое, литературное или научное. Дети будущего – это наша надежда, наше реальное завтра, и втра должно быть прекрасным, если прогрессивным силам мира удастся сохранить мир на Земле. Мы, старшее поколение, обязаны сделать для этого все возможное.
По-моему, главное заключается в том, что наши дети сегодня намного более самостоятельны и намного более уверены в себе, чем их сверстники сорок или, скажем, шестьдесят лет тому назад. К счастью, уходит в прошлое некогда бытовавшее представление о том, что родители – в воспитательных целях – должны просто запугивать детей.
Мы все, наверное, живем с надеждой, что нынешние девчонки и мальчишки никогда не окажутся жертвами термоядерной катастрофы. Будущее современной нам детворы зависит в первую очередь от того, насколько прочным будет мир на Земле. Ведь без прочного мира невозможно и развитие настоящей человеческой личности.
1. Я воспитывался в строгой обстановке. Как сейчас, помню выражения: «За столом не разговаривать!», «Говорить будешь, когда тебя спросят». Нас заставляли учить наизусть – я хорошо помню это – милитаристские стихи и поэмы и тому подобное. Сегодня же дети растут в значительно более свободной атмосфере. Перемены эти связаны с «молодежным бунтом» в конце 60-х годов. Одна из причин его, по-моему, та, что юношам и девушкам стало очевидно: воспитание и образование, которое они получили, нисколько не соответствовало реальной жизни. Во Франции им, в самом
деле, продолжали вколачивать в голову почти то же и так же, как сто лет назад при Наполеоне третьем. Насаждалась такая же армейская дисциплина, вплоть до того, что живущие в общежитии учащиеся старших классов выходили гулять парами. Теперь не так. Моя сестра, к примеру, глубоко верующий человек, а ее дети сочетались браком в мэрии, а не в церкви. Порядки, нравы, привычки стали более раскованными. И многие из наших молодых людей (к сожалению, не все) пользуются этим с умом. Кстати, немалое влияние оказывает на наш мир ваша молодежь, хорошо воспитанная, любопытная, дружески настроенная к другим народам.
2. Надеюсь, что, став взрослыми, дети семидесятых годов будут лучше строить отношения со своими детьми. И тем скорее добьются уважения, ибо оно заслуживается, а не навязывается. Но главное, я надеюсь, что они будут жить в условиях более прочного мира. Сколько можно будет построить парков, бассейнов, стадионов и библиотек, если не тратить колоссальных средств на оружие!
Пользуясь случаем, хочу пожелать счастья детям вашей страны.
1. Мой собственный опыт и воспоминания о годах раннего детства не слишком светлы. В самые восприимчивые годы детства моя страна оказалась ввергнутой в пучину безжалостной гражданской войны, которая породила чувство беззащитности. И хотя доход в нашей семье был сравнительно высоким, мне, моим братьям и сестре пришлось испытать голод и недостаток, порожденные всеобщей нехваткой продуктов. Если сравнивать сегодняшний мир детства со временами моего детства, то разница заметная. Несмотря на нынешний период экономического спада и безработицу, законодательство в социальной области обеспечивает жизненные потребности детей, их образование, необходимый достаток и увлечения. Мир детства (я говорю сейчас лишь о детях Финляндии) после второй мировой войны привлекает все большее внимание государственных властей в смысле обеспечения благосостояния и безопасности нового поколения.
2. Общемировая картина положения детей тем не менее пока не слишком утешительна. Голод делит мир на две части. Резкая разница в жизненном уровне народов мира все еще не пробудила так называемые «государства высокого благосостояния» от сна пресыщенности. По официальным данным, на земном шаре ежегодно умирает от голода около 25 миллионов детей. Одновременно на вооружение тратятся астрономические суммы денег. Где скрываются гуманизм, социальная справедливость и права человека? Если бы от нынешних расходов на вооружение в мире оторвать, например, четвертую часть для улучшения положения нуждающихся народов, то при переходе в новое тысячелетие у всех детей Земли была бы возможность сидеть за щедрым обеденным столом, радоваться мирному дому, учиться читать и писать и наслаждаться так много обсуждаемыми правами человека. Будущее детей в 2000-е годы зависит почти полностью от того, каким его спланируют взрослые в последние десятилетия XX столетия.
Руку на сердце, братья и сестры! Давайте сделаем все возможное для блага наших детей и грядущих поколений. Сделаем всё уже сегодня, ибо завтра может быть слишком поздно.
1. Возьмем совсем недавнее прошлое. До победы апрельской революции большинство детей Афганистана было лишено возможности учиться. Не было детских садов. Огромной была детская смертность. Бедным многодетным семьям было трудно прокормиться.
Сейчас ситуация в корне изменилась. Прежде всего налажена система охраны здоровья детей, и процент детской смертности начал резко снижаться. По всей стране стала привычной картина спешащих утром на занятия школьников. Это огромное достижение. Ведь феодалы на протяжении веков внушали крестьянам, что их детям совсем не обязательно ходить в школу, так как неграмотными были их отцы, деды и прадеды. После осуществления аграрной реформы заметно улучшилось положение многодетных семей. Короче, делается все, чтобы сегодняшние дети стали активными гражданами будущего Афганистана. Ведь те мальчишки и девчонки, которые сегодня сидят за партой, будут определять лицо нашей страны в третьем тысячелетии. И для того, чтобы они были счастливы, много должны потрудиться мы, сегодняшнее поколение.
2. У меня есть сын. Ему сейчас четыре года. Хочу, чтобы его будущее сложилось как можно счастливее. Уверен, что со мной солидарны в этом миллионы отцов и матерей Афганистана.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.