Натуралисты из Койсуга

Ю Сотник| опубликовано в номере №337, январь 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но это было уже чересчур смело. Даже некоторые научные работники, с которыми школьники советовались, отговаривали ребят от подобных безнадежных, по их мнению, экспериментов.

И все-таки попробовали. Опыт провели Алеша Голиков, Миша Белоцерковец и Ваня Дащенко.

В 1938 году они, вместо того чтобы полить свою грядку девять - десять раз за лето, полили ее всего три раза. Но при этом они прибегли к мульчированию, т.е. размельчали землю на мелкие комки и прикрывали грядки соломой, чтобы уменьшить испарение влаги. Большая часть риса погибла, и только некоторые растения выдержали непривычный режим. Этот крохотный урожай собрали, выбрали из него самые крупные, самые здоровые зерна и в следующем году посадили их не на школьном участке, а на займище Дона, где земля, заливаемая весной, более плодородна и богата влагой. На этот раз посев уже не поливали и не мульчировали. Снова часть урожая погибла, и только самые сильные экземпляры выжили и дали зерно. И на этот раз отобрали наиболее крупные семена и посеяли их весной 1940 года уже не на займище, а на обычной земле. И рис, который когда-то признавал только южные страны и требовал огромного количества влаги, вырос в задонской степи. Вырос и дал урожай без всякого полива, как самая обыкновенная пшеница или рожь.

... В подобных опытах проходит все лето и осень. Наконец, одна за другой начинают пустеть грядки. Горы дынь, арбузов, картошки, капусты, сотни килограммов риса переходят с участка школьников в кладовые колхоза «Красный Октябрь». Исчезают чучела пернатых хищников: они снова водворяются на полки шкафов. В поле становится все пустыннее. Но деятельность юных натуралистов не прекращается.

В просторных комнатах хаты-лаборатории или в школьных классах производят они анализ урожая, выясняют свои успехи и неудачи. Это кропотливая работа. Взять хотя бы один только рис! Чтобы выяснить точно, как ведет себя тот или иной сорт, нужно вымерить среднюю высоту стеблей и метелок, сосчитать количество зерен на метелке, взвесить урожай с одного квадратного метра, узнать вес тысячи зерен и т. п. Таких измерений и вычислений приходится проделать больше десяти, многократно проверяя их и занося в специальную таблицу.

До самой зимы ведется анализ урожая. А потом снова поля и село укутываются снегом, снова ревет ветер, и снова вечерами в классе под гудение печки ведутся нескончаемые разговоры.

Каждый год приносит юннатам что-то новое. Зимой они углубляют свои теоретические знания, а летом на практике знакомятся со всеми агротехническими приемами, вырабатывают в себе сноровку, наблюдательность, привычку к сознательному творческому труду. Еще учась в школе, они становятся квалифицированными работниками сельского хозяйства.

В этом году окончил школу Павлуша Радченко.

По состоянию здоровья в Красную Армию он не попал. Колхоз тут же предложил ему должность помощника заведующего хатой-лабораторией.

Областной земельный отдел предложил колхозу «Красный Октябрь» будущим летом заложить на трех гектарах виноградник. Дело для колхозников совершенно новое. Но опытный человек в селе есть - это семнадцатилетняя Клава Чирвенко: она на юннатском участке разводит виноград.

Учась сами, юннаты учат и других. Колхозники перенимают опыт школьников, получают от них чудесные семена огородных культур. И вот с шестидесяти семи гектаров, занятых под огороды, колхозники «Красного Октября» стали получать урожай гораздо больший, чем их соседи со своих ста восьмидесяти гектаров. Поэтому колхозники не видят ничего удивительного в том, что двадцать четыре ученика 4-й койсугской школы являются участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, а старейший член кружка Алеша Голиков награжден Малой серебряной медалью.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Забастовка

Отрывок из романа «Падение Парижа»

В гимназии

Из юношеских лет Ильича