В десяти километрах от Ростова-на-Дону раскинулось большое село Койсуг. Со всех сторон его окружают поля. Вы долго можете бродить по дорогам, вдоль высоких колышущихся стен пшеницы, среди зеленых огородов, не находя в них ничего необычного. Но вот вы подходите к пологому склону небольшого холма. Справа торчат кустики картошки, слева расползлись по земле огурцы. А между этими двумя обыкновенными полями приютилась маленькая - в гектар величиной - сказочная страна. На кустах картошки здесь розовеют помидоры, на одних стеблях с желтыми тыквами зреют ароматные дыни. Колышется невиданная пшеница, у которой каждый стебель имеет по нескольку колосьев. Раскрывает свои коробочки житель южных стран - хлопок, покачиваются метелочки риса. Да, это рис! Здесь, в задонской степи!
Каждой сказочной стране полагается иметь своего мага и повелителя, живущего в волшебном замке. А вот тут и волшебника нет. Хозяйничают на склоне холма ученики 4-й койсугской средней школы.
Учитель биологии Владимир Николаевич Венецкий знает и любит природу, и он хочет, чтобы ученики тоже знали и любили ее.
Он никогда не приходит в класс с пустыми руками. Если ему нужно рассказать о вариационной изменчивости, он принесет с собой целый ворох листьев или банку хлебной черепашки и, разложив все это перед школьниками, покажет, как один экземпляр отличается от другого. Если тема сегодняшнего урока - мимикрия, он принесет живую гусеницу, замершую на зеленой веточке и похожую на ее отросток; ученики будут трогать гусеницу кончиком ручки, разглядывать у себя на ладони.
Владимир Николаевич старается, чтобы ребята могли сами наблюдать проявление тех или иных законов природы. И поэтому, когда Владимир Николаевич объясняет учение Дарвина, ссылается на работы Тимирязева, Мичурина, Лысенко, рассказывает о том, какие огромные возможности открываются перед человеком, изучившим законы живой природы, школьники уже не могут просто принять все это к сведению. Им самим хочется вмешаться в жизнь природы, переделывать ее на свой лад, создавать новые виды растений, выводить новые сорта.
... Однажды Владимир Николаевич пришел к председателю колхоза:
- Нельзя ли выделить немного земли для школьного кружка натуралистов? Мы хотим рис посеять.
- Что посеять?
- Рис.
Председатель долго молчал, потом нерешительно заговорил:
- Можно-то оно можно, да только, Владимир Николаевич, рис ведь на болоте растет, а у нас, сами знаете, речка, и та летом пересыхает...
Впрочем, я не возражаю, попробуйте.
В колхозном поле школьникам отвели небольшой участок. Колхозники вспахали его, заборонили, руководствуясь принципом «Чем бы дети ни тешились, только бы не плакали», и занялись своими делами.
А школьники во главе с учителем, вооруженные мотыгами и граблями, принялись дробить и выравнивать черную, как смоченная угольная пыль, землю. Вокруг каждой грядки делали земляные борта - «валики»: это придавало грядкам вид больших, но неглубоких лоханей.
Но вот настал день, когда грядки были готовы, и Владимир Николаевич принес на участок сокровище кружка - четырнадцать бумажных пакетиков с различными сортами полусуходольного риса. В грядках сделали неглубокие бороздки, высыпали туда белые зерна и прикрыли землей. Потом из прорытой вблизи канавы наполнили грядки водой, которая быстро впиталась в чернозем.
Через девять дней юннаты с восхищением рассматривали тонкие ярко-зеленые росточки, пробившиеся на поверхность грядки. Колхозники вместе с ребятами ползали по земле на четвереньках и осторожно трогали пальцами молодые растеньица:
- Вот рис - так рис.
Но еще больше удивлялись жители Койсуга осенью, когда рис благодаря частым поливкам и правильному уходу дал урожай.
Это было в 1936 году. С тех пор в школе из года в год ведется интереснейшая работа. Зимними вечерами, когда все село утопает в снегах, в одном из классов школы подолгу не гаснет огонь. Снаружи воет свирепый степной ветер, а внутри потрескивают дрова в печке. И под этот аккомпанемент несколько десятков юношей и девушек ведет со своим учителем разговоры о лете, о всходах, о грядках; обсуждают планы будущих работ на участке, которые составляются так, чтобы они соответствовали и школьной программе по естествознанию и насущным потребностям колхоза; распределяют задания между юннатами, назначают ответственных за ту или иную работу. Здесь же можно услышать доклад круглолицей девятиклассницы Лиды Черноволовой о внутрисортовом скрещивании или обстоятельное изложение биографии Дарвина, которую подробно изучил Ваня Пасерба.
Незаметно проходит зима. Снег еще и не думает таять, но солнце уже начинает пригревать сквозь оконные стекла.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.