Пожилой конструктор невесело улыбнулся.
- Я могу сказать, что после первого дождя воротник такого костюма сморщится, и тут уже никаким утюгом делу не поможешь.
- Зачем же выпускаете такие халтурные модели?
- Молодой человек, - нахмурился конструктор, - Домас Соколовскас еще ни разу в жизни не делал халтуры. Когда художественный совет утверждал эту мою модель, и в бортах и в лацканах был волос.
- Почему же он исчез при массовом пошиве?
- Спросите у тех, кто прислал на фабрику так называемые методики.
Каролис не успокоился. С тем же злополучным пиджаком в руках он пошел в технический кабинет.
На стенах просторного помещения, недавно отвоеванного комсомольцами фабрики у канцелярии, уже висели диаграммы, пособия, чертежи, образцы одежды. Инженер-методист Зоя Георгиевна Соловьева вела первые занятия со слушателями курсов по повышению квалификации.
Каролис рассказал Соловьевой о случившемся.
- Видите ли, товарищ Лисаускас, - объяснила она, - действительно, методики разрешают использовать волос на подкладку только в костюмах из дорогостоящих тканей.
- Выходит: дорого да мило, дешево да гнило? Это, по-вашему, правильно?
- По-моему, неправильно.
... Всю страну, коснувшись каждого сердца, облетела весть о решениях пятой сессии Верховного Совета СССР и о выступлении главы Советского правительства Г. М. Маленкова на заключительном заседании сессии.
С чувством огромной радости перечитывали на «Лелии» решения партии и правительства, направленные на дальнейшее расширение производства товаров народного потребления, на всемерное улучшение их качества.
С небывалой силой забурлила жизнь на «Лелии». В 1953 году коллектив фабрики разработал и приступил к выпуску 129 новых моделей костюмов, пальто, платьев.
Теперь склад готовой продукции, как правило, пустовал: торгующие организации разбирали товар - его охотно покупали. Каролису было очень приятно сознавать, что одежду, сшитую в его цехе, носят тысячи советских людей во всех уголках страны. Молодежь «Лелии» выступила застрельщиком соревнования за увеличение выпуска добротных и красивых изделий для трудящихся среди предприятий Литвы.
Коллектив первого цеха, начальником которого стал Каролис Лисаускас, вызвал на соревнование четвертый цех.
- Мы шьем костюмы из недорогих тканей, - сказали рабочие первого цеха, явившись к соседям, - но мы постараемся, чтобы они были не менее красивыми и практичными, чем выше.
Это обещание они подкрепили делом. Из месяца в месяц цех увеличивал выпуск высококачественной одежды, и знамя первенства в социалистическом соревновании надежно перешло в первый цех.
Однажды Каролис Лисаускас, зайдя в дирекцию, стал свидетелем горячего спора. Четвертому цеху предложили сшить партию летних костюмов из шерсти нежного светло-серого тона, руководители цеха от материала пришли в восторг, но от заказа решили отмахнуться: с такой, тканью хлопот не оберешься, может в работе испачкаться и пойти в брак.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.