В галерее ярких и глубоких образов, созданных классической литературой прошлого, заметное место занимают образы молодых героев. Среди них много «лишних людей», «умных ненужностей», которых покалечило крепостническое или буржуазное общество, но немало и смелых патриотов, революционеров, посвятивших свою жизнь делу народного освобождения. Рахметов, Инсаров, Базаров, «тургеневские девушки», «народный заступник» Гриша Добросклонов, пролетарский революционер Павел Власов служили вдохновляющим примером для передовой молодежи дореволюционной России.
Когда появилась повесть «Мать», группа русских рабочих обратилась к Горькому с «Открытым письмом», которое было тогда же, в 1908 году, напечатано в журнале «Труженик». В нем рабочие писали об огромном значении и своевременности книги Горького, ибо писатель ввел в литературу «тип высокосознательного рабочего Павла». «В лице Павла, - говорилось в «Открытом письме М. Горькому», - в русской литературе, можно сказать, впервые выступает рабочий, проникшийся всеми фибрами души духом того идеала, который несет освобождение от оков жизни не только рабочему классу, но и всему человечеству, который рисует нам новую гармонично - красивую, свободно - радостную жизнь всеобщего счастья».
Великая Октябрьская социалистическая революция, освободив трудящихся нашей страны от эксплуатации и угнетения, вызвала необычайный подъем творческих сил. Социалистический строй создал исключительно благоприятные условия для духовного роста людей, для свободного развития лучших, самых возвышенных качеств человеческого характера.
Под влиянием идей марксизма - ленинизма в нашей стране выросла прекрасная молодежь. Коммунистическая партия и Ленинский комсомол воспитали ее в духе советского патриотизма, самоотверженности и настойчивости в борьбе за великие идеалы трудящегося человечества.
Советская литература, правдиво изображающая нашу действительность в ее революционном развитии, не могла пройти мимо молодежи и ее героических деяний. «Дело чести советских писателей - создать... образ молодого революционера нашей эпохи», - писал Н. Островский. Достаточно назвать произведения «Как закалялась сталь», «Танкер «Дербент», «Парень из нашего города», «Зоя», «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке», чтобы убедиться в том, что молодые герои советской эпохи нашли достойное художественное воплощение в творчестве наших писателей. Это, несомненно, - одно из самых серьезных достижений советской литературы за годы, прошедшие со времени Первого всесоюзного съезда советских писателей.
Ровно двадцать лет назад появился роман Н. Островского «Как закалялась сталь». Но, может быть, только теперь, после того, как герой книги Павел Корчагин вместе с солдатами и офицерами Советской Армии прошел через горнило Великой Отечественной войны, после того, как он встал в ряды молодых строителей социализма в странах народной демократии, после того, как не без его влияния наша молодежь самоотверженно взялась по призыву партии за подъем целинных земель, стало ясным все значение этого романа.
Создание образа «молодого борца, на которого равнялась бы молодежь», Н. Островский считал самым задушевным делом своей жизни. Он отдал ему все силы, всю страсть писателя - коммуниста, и потому, что художник вложил а творчество не только разум, но и сердце, любовь и ненависть, ему удалось создать книгу, вдохновляющую миллионы читателей, Павел Корчагин не исключение, он столь же типичен, как и его предшественник, герой горьковской «Матери» Павел Власов. Но если Павел Власов выступает как подпольщик и провозвестник революции, то Павел Корчагин уже с оружием в руках защищает завоевания первого в мире государства трудящихся, практически участвует в строительстве социализма. Отсюда советский патриотизм Корчагина, слияние в его сознании личных и государственных интересов, его новое, социалистическое отношение к труду. Книга Н. Островского о молодом герое - это гимн революции и советскому строю, формирующим такие характеры.
Павел Корчагин - это настоящий герой, достойный подражания, подлинный рыцарь без страха и упрека, образец высоких моральных качеств: героизма, мужества, преданности великому делу коммунизма.
Убеждение, что смысл и счастье жизни в борьбе за коммунизм, вошло в плоть и кровь Павла Корчагина, определило его поведение, моральные принципы, отношение к людям. Он проявляет мужество и твердость характера и на войне и в труде, он всегда идет на тот участок борьбы, где партия больше всего нуждается в активных, волевых, преданных людях. Корчагин чист и благороден в дружбе и любви, скромен, принципиален и честен, непримирим ко всякой несправедливости.
Огромное влияние оказал роман «Как закалялась сталь» на советскую литературу. Вслед за Н. Островским многие писатели обратились к изображению советской молодежи, ее морального облика, труда и быта, духовного роста. Уже в довоенные годы появились такие известные произведения, как «Мужество» В. Кетлинской, «Два капитана» В. Каверина, «Слава» В. Гусева, «Таня» А. Арбузова, произведения, различные по содержанию, жанрам, стилю, но близкие по цели - показать молодое поколение нашей страны.
Тогда же вышла в свет и повесть «Танкер «Дербент» Ю. Крымова, главный герой которой молодой механик Басов принадлежит к числу лучших, наиболее содержательных, выразительных образов советской литературы. Легко увидеть сходство между Басовым и Павлом Корчагиным, но молодой герой «Танкера «Дербент» обладает своими глубокими психологическими чертами и дан в иных исторических условиях. Это советский молодой человек периода предвоенных пятилеток, когда широко развернулось социалистическое соревнование и движение новаторов производства, знаменующие собой развитие нового отношения человека к труду.
Задача создания образа положительного героя современности, человека социалистического труда, становится в те годы одной из важнейших задач советской литературы. Постоянно напоминал об этом А. М. Горький. «Основным героем наших книг, - говорил он на Первом съезде писателей, - мы должны избрать труд, т.е. человека, организуемого процессами труда, который у нас вооружен всей мощью современной техники, человека, в свою очередь организующего труд более легким, продуктивным, возводя его на степень искусства. Мы должны выучиться понимать труд, как творчество».
«Танкер «Дербент» Ю. Крымова является прямым ответом на призыв Горького. Молодой герой повести Басов это и есть человек, сформировавшийся под воздействием труда, новатор производства, ломающий привычные производственные нормы и навыки, понимающий труд как творчество.
Как и Павел Корчагин, Басов совсем не является личностью исключительной, избранной. Это обыкновенный, очень простой и скромный молодой коммунист. Ему, как миллионам других коммунистов и комсомольцев, свойственны чувство ответственности за успехи социализма и глубокая принципиальность. Постоянное «беспокойство» за порученное дело, потребность работать лучше заставляют его упорно искать пути повышения производительности труда, горячо выступать против равнодушия и самоуспокоенности. Басов не ищет легкой жизни. На отсталом танкере он организует трудовой подъем, разжигает огонь социалистического соревнования, сплачивает людей. Опираясь на коллектив, Басов преодолевает сопротивление врагов и отсталых элементов и выводит танкер из прорыва.
Крымов показывает, что способность пойти не подвиг, подлинная романтика присущи массе рядовых советских тружеников. В изображении свободного творческого труда и его значения для воспитания высоких моральных качеств, в создании положительного образа молодого новатора производства и заключается огромное достоинство повести Ю. Крымова «Танкер «Дербент».
В предвоенные годы вырос и сформировался и сверстник Басова - герой известной пьесы К. Симонова «Парень из нашего города» - танкист Сергей Луконин. Но, показывая его, писатель ставил перед собой иные цели, нежели Ю. Крымов. В Европе все шире развертывалась фашистская агрессия, мировая война приближалась к нашим границам, угроза нападения гитлеровской Германии на Советский Союз становилась все более явственной. Вполне естественно, что в литературе того времени все сильнее начинает звучать тема защиты Родины, вооруженной борьбы с фашизмом, воинского мужества и подвига. Эта тема является главной в творчестве К. Симонова тех лет. Своей пьесой о советском воине, получившем боевое крещение в Испании и самоотверженно дравшемся на Халхин - Голе, писатель утверждал, что советское общество создало и воспитало замечательное поколение мужественных и отважных молодых патриотов, готовых по первому зову партии стать на защиту Родины, пойти в бой за дело коммунизма, умеющих побеждать.
В образе Сергея Луконина, русского парня, каких можно найти в любом советском городе, К. Симонову удалось воплотить характерные черты своих молодых современников, воспитанных комсомолом, партией, Советской Армией: силу и скромность, смелость и упорство, мужество в бою и верность в любви и дружбе. Национальная гордость советского человека слита в сознании Сергея Луконина с глубоким чувством пролетарского интернационализма. Он готов умереть и на чужой земле, лишь бы «люди на своем языке - на китайском, на французском, испанском, на каком там будет, - сказали: «Вот русский парень, он умер за нашу свободу».
Создавая пьесу «Парень из нашего города», К. Симонов стремился к тому, чтобы в предстоящих нашей Родине суровых испытаниях советские юноши брали пример с Сергея Луконина. Образ главного героя пьесы воспитывал молодежь в духе советского патриотизма, в духе славных традиций комсомола и Советской Армии.
В годы Великой Отечественной войны советские писатели подчинили свое творчество задаче разгрома врага. Многие замечательные произведения советской литературы периода Великой Отечественной войны посвящены изображению молодых героев войны. В центре этих произведений стоит образ молодого советского человека - активного участника борьбы с фашистскими захватчиками, проявившего на войне огромные духовные силы, высокие моральные качества.
Светлой памяти народной героини Зои Космодемьянской посвятила свою лирическую поэму «Зоя» М. Алигер. Поэма является одним из лучших произведений советской литературы военного времени. М. Алигер раскрыла внутренний мир девушки, проследила ее развитие от школьных лет до бессмертного подвига, сумела передать обаяние юной патриотки.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.