На воздушном шаре в век ракет

В Белоцерковский| опубликовано в номере №815, май 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Долго дрейфовать на одной и той же высоте воздушным шарам мешало солнце. Оно было злостным врагом воздухоплавателей. Солнечные лучи нагревали оболочку воздушного шара, от оболочки нагревался газ и, расширяясь, выходил через «аппендикс» - автоматический предохранительный клапан. Солнечная же радиация усиливается с высотой, и поэтому в стратосфере потери газа становились особенно значительными.

Чтобы компенсировать потери, приходилось брать с собой много балласта. А это уменьшало «полезный вес» воздушных шаров. Приходилось делать огромную оболочку - она достигала при старте высоты 30-этажного дома! При трении складок на таких оболочках возникали сильные заряды статического электричества, что часто приводило к воспламенению водорода.

В общем, высотное воздухоплавание в довоенные годы было делом далеко не совершенным и не безопасным.

Помощь пришла неожиданно и с неожиданной стороны. Расцвет химии последних лет произвел революцию в воздухоплавании. Полиэтилен, заменивший прорезиненные ткани, одним ударом разрубил гордиев узел неразрешимых, казалось бы, проблем. Специальные, высокой прочности полиэтиленовые пленки оказались не только во много раз легче прорезиненного шелка, но - и это главное - они прозрачны и почти не нагреваются солнцем.

Если до войны стратостаты не поднимались выше 20 километров, то теперь они стали достигать высот в 34-36 тысяч метров, а без людей - до 45 тысяч! Если раньше время дрейфа в стратосфере измерялось часами, то теперь стало измеряться неделями! И, наконец, полеты стали намного безопаснее.

Все это не только возродило воздухоплавание, но и значительно расширило область его применения. В зарубежной печати были сообщения, что с помощью воздушных шаров уже строят дома, поднимая в воздух многотонные купола зданий, и запускают ракеты, используя воздушный шар вместо первой (самой дорогой!) ступени, - за пределами плотных слоев тропосферы ракету отцепляют от шара и включают двигатели.

Сотни различных научных работ выполняются теперь с помощью воздушных шаров. Для одной из таких работ был организован и тот полет, в котором довелось участвовать мне.

Целью его было испытание нового метеорологического термометра.

Оказывается, обычные термометры на больших высотах не показывают истинной температуры воздуха. Солнце и здесь выступает в роли вредителя. На земле термометр можно спрятать в тень, но где найти тень в безоблачной стратосфере? Ошибка в измерении температуры растет с высотой, и на 30-километровой высоте она доходит до 30°!

Как устранить ошибку?

В институтах многих стран ведется сейчас работа по созданию точных метеорологических термометров. Они создаются по разным принципам, но во всех отсутствует ртуть.

Создан, например, термометр, успешно определяющий температуру воздуха по... скорости звука, зависящего, как известно, от температуры. Но он сложен и не годится для повседневной работы метеорологов. Прибор, о котором у нас идет речь, менее точен, но более портативен. Это маленький ящичек, и на оси, выходящей из него, вращаются, как крылья ветряной мельницы, две квадратные рамки. В каждой рамке натянуты тонкие, словно паутина, проволочки. По ним идет ток. Меняется температура окружающего воздуха-меняется и температура проводов в рамках. А это вызывает изменение электрического сопротивления проводов. По изменению сопротивления можно судить об изменении температуры воздуха. На тонкие, блестящие и к тому же вращающиеся провода солнце почти не действует.

Создан этот прибор аспирантом Центральной аэрологической обсерватории Юрием Глаголевым.

2

И вот настал наконец день моего полета. Последний час перед стартом ушел на хлопоты.

Осмотр у врача:

- Как спали?

- Отлично!

- На что-нибудь жалуетесь?

- Нет!!!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Форум

Международная встреча молодежи на «высшем уровне»