Думается, конечно, что при желании наши химические заводы могли бы изготовить хорошие полиэтиленовые оболочки для высотных полетов. Но кое-кем, видимо, овладело чувство самоуспокоенности: ракеты, мол, у нас есть - обойдемся без воздушных шаров.
Однако обойтись без них невозможно.
Всем известно, что многие научные приборы не могут работать в условиях вибрации или в соседстве с большими массами металла. Но такие приборы необходимы порой для решения физических проблем в верхних слоях атмосферы. Как же поднять их на большую высоту?
Ученые были вынуждены вспомнить о воздухоплавателях.
Но воздухоплаватели поначалу ничем не могли им помочь: не было полиэтилена. Тем не менее для ряда работ выход был найден. По предложению инженеров А. С. Масенкиса, Т. М. Кулинченко и Г. И. Голышева были использованы маленькие резиновые шары. Эти шары легче и прозрачнее обычных, имеют возможность растягиваться и поэтому поднимаются значительно выше. Более ста таких шаров связываются в одну гирлянду, к ней подвешивается научная аппаратура, и вся эта система запускается в воздух. Гирлянды достигают 30-километровой высоты и некоторое время дрейфуют на ней, пока распираемые газом резиновые шары не начинают лопаться. На землю аппаратура спускается с помощью парашюта.
И все же гирлянды не могут полностью заменить современные воздушные шары, изготовленные из пленочных материалов.
Еще задолго до войны были предсказаны, а во время войны обнаружены необычайно сильные течения, струи воздуха в
тропосфере и стратосфере. Они имеют ширину в 300-400 километров, толщину в 2-4 километра. Длина этих воздушных гольфстримов может достигать десятков тысяч километров. Нередко они опоясывают земной шар.
Но самое интересное - это их скорость: от 100 до 700 километров в час!
Надо еще добавить, что направление струйных течений весьма устойчиво. Летчики называют их за это «воздушными реками» .
«Воздушные реки» , как теперь считают ученые, играют важную роль в климате земного шара. Они объясняют многие метеорологические явления. Поэтому изучение струйных течений имеет большое значение для усовершенствования методов прогноза погоды.
Кроме того, изучение «воздушных рек» крайне важно для современной реактивной авиации - сотни километров даровой скорости! Но не изученные они представляют большую опасность.
Хорошим средством для изучения струйных течений, пролегающих на высотах от 9 до 30 километров, может служить современный полиэтиленовый воздушный шар.
Полиэтиленовые стратостаты могут быть использованы и для космической медицины: в изучении действия космических лучей на организм в течение длительного времени, в изучении невесомости. Поднявшись на тридцатикилометровую высоту, пилоты отцепят гондолу и будут падать в ней, не раскрывая гондольного парашюта, 10-15 тысяч метров. При свободном падении тело в гондоле будет находиться в состоянии полной невесомости.
Возможно, воздушные шары смогут найти применение и в сельском хозяйстве. Сейчас, как известно, наука уже имеет средства и для того, чтобы заставлять некоторые виды облаков проливаться дождем или выпадать снегом на землю, и для того, чтобы рассеивать градоносные или грозовые тучи.
Для этого облака «засеиваются» из самолетов или с помощью ракет специальными веществами, такими, как твердая углекислота, йодистое серебро. Дело это, как нетрудно понять, сулит сельскому хозяйству огромные выгоды. Однако самолеты и ракеты - очень дорогое удовольствие. Воздушные шары, которые смогут без пилотов дрейфовать вместе с «обрабатываемыми» облаками, сбрасывая в них нужные вещества по радиосигналу с земли, будут гораздо удобнее и выгоднее.
Трудно даже перечислить все области применения воздушных шаров.
- Передай: идем на снижение! - говорит Семин Трофимову и тянет за канат клапана. Раздается тихое шипение: это выходит водород.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.