На путях к экрану

Ан Ромов| опубликовано в номере №815, май 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Те, кто возвращается в институт после съемок, после киноэкспедиции, как, например, Володя Ивашов и Жанна Прохоренко, снявшиеся в «Балладе о солдате» , как Люда Марченко - в «Белых ночах» И. Пырьева, Валерий Носик, сыгравший главную роль в фильме И. Хейфица «Горизонт» , становятся совершенно другими людьми, - говорят все без исключения студенты-киноактеры, те, кто еще не снимался в «настоящей» кинокартине. - Мы и глядим на них по-другому: они приобрели практические навыки, на деле познали многие секреты мастерства. Им неизмеримо легче теперь учиться, подкрепляя опыт теорией, нежели нам...

Получается нелепица: пока режиссеры-постановщики ищут молодых исполнителей, студенты второго и третьего курсов, которым сейчас самое время сниматься в кино, вынуждены ждать еще несколько лет, чтобы получить это право.

Вывод один: молодые киноактеры заканчивают свое образование, получают диплом слишком поздно. Происходить это должно раньше, гораздо раньше - на 3-4 года. Киноактер должен быть профессионально готов к работе в кино в 18-20 лет. Этого требуют интересы нашего киноискусства, призванного отражать современную действительность, одним из непременных и активнейших участников которой является молодежь.

Пути, по которым должна идти перестройка системы образования киноактеров, могут быть различны. Даже при нынешнем положении дел можно и нужно сократить программу актерского факультета ВГИКа минимум на полтора-два года. Она явно перегружена лишними дисциплинами. Однако это лишь полумера. Видимо, настала пора говорить об основании учебного заведения или факультета на базе неполной средней школы, об основании среднего учебного заведения для подготовки актеров кино.

Есть у нас, например, специализированные художественные, музыкальные, балетные школы-десятилетки. Почему бы не подумать о создании школы такого типа для подготовки киноактеров? Идея организации такого учебного заведения буквально «носится в воздухе» . Об этом говорит, например, возникший у преподавателей ВГИКа замысел создать в Москве интернат на базе 8 классов, в котором специально отобранные молодые люди в течение трех лет приобретали бы основы киноактерского мастерства.

Не может не вызвать серьезных опасений и то, что выпускники ВГИКа оказываются фактически брошенными на произвол судьбы. Все заботы об устройстве их на работу предоставлены им самим. Из 15-18 человек, кончающих факультет ежегодно, как правило, попадают на работу по специальности лишь 5-6 человек. Остальные уходят в театр или деквалифицируются. Большинство студентов, учащихся сейчас во ВГИКе, мечтают после окончания поступить... в театр.

Чем это вызвано? Почему выпускники ВГИКа Р. Нифонтова, Иг. Косухин, З. Кириенко работают сейчас в театре?

- Все дело в том, - отвечают бывшие студенты ВГИКа, - что в театре нет опасности деквалифицироваться. Там все время работаешь, все время что-то приобретаешь. А на студии посидишь «без картины» год-два - и, смотришь, потерял мастерство.

Не удивительно, что среди режиссеров и актеров сейчас бытует убеждение, что театр для актера - это накопление мастерства, а кино - отдача. Это действительно так. Но так быть не должно.

В процессе обучения киноактеров во ВГИКе ничего не делается для подтверждения и фиксации творческих возможностей молодого киноактера. Те, кто успел сняться за время учебы в «настоящей» картине, считают себя счастливчиками. Им есть чем подтвердить свой талант, свои профессиональные возможности после института. А остальные? Фильмов, специально предназначенных для этого, учебная киностудия ВГИКа пока не производит. Остается дипломный спектакль. Но он проходит - и о спектакле остаются лишь воспоминания. На пленку этот спектакль не снимается.

Обязательная фиксация творчества студента в фильмах, обязательная киносъемка дипломного спектакля - вот непременное и обязательное условие подготовки киноактера к профессиональной работе. Выпускнику, пришедшему на студию с «готовой» картиной, не придется долго засиживаться: он будет желанным гостем в съемочных группах.

Можно ли считать нормальным то, что студенты мечтают сниматься в кинокартине, потому что хотят «хоть чему-нибудь научиться на производстве» ? Неужели ВГИК так мало дает студентам в овладении специальностью? Это так. Сделаем любопытное сравнение: в театральных учебных заведениях на актерское мастерство отводится 6 часов в день, а в Институте кинематографии - 8-10 часов... в неделю!

А ведь практика кино и даже практика ВГИКа знает примеры, когда участие студентов-киноактеров в фильме счастливо сочеталось с процессом обучения, принося пользу и подготовке киноактеров и нашему киноискусству. Каждому из нас запомнился один из лучших советских фильмов, «Молодая гвардия» С. Герасимова. Выдающийся кинорежиссер, являющийся одновременно преподавателем ВГИКа и ведущий свою творческую мастерскую, решил создать картину силами своих студентов. Результаты этого опыта замечательны. Наше искусство обогатилось новым высокохудожественным произведением, а второкурсники, снимавшиеся в нем, стали впоследствии замечательными киноактерами. Это Н. Мордюкова, И. Макарова, С. Бондарчук, Л. Шагалова, С. Гурзо, В. Тихонов.

Молодым силам нашего киноискусства должны быть созданы все условия и для учебы и для успешной работы после окончания института. Это имеет немалое значение для дальнейшего развития советской кинематографии - самого массового, самого могучего вида искусства. Это волнует всех.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Календарь героизма

Рассказ летчика Владимира Казакова