Календарь героизма

Однажды В Небе| опубликовано в номере №815, май 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказ летчика Владимира Казакова

Это был первый прыжок курсанта Озерова. С усилием протиснувшись в узкое горло кабины, он вылез на крыло. Поток воздуха ударил в лицо, капля моторного масла расползлась по щеке. Легкая вибрация машины вызывала в груди щемящее чувство. Инструктор, внимательно посмотрев на учлета, подал команду:

- Пошел!

Озеров дернул вытяжное кольцо парашюта и оттолкнулся от кромки крыла. На миг тело стало невесомым. Струя воздуха подхватила, перевернула его. Мощный рывок... и Озеров потерял сознание.

Очнувшись, он посмотрел вверх. Купол основного парашюта зацепился за хвостовое оперение, натянутые стропы тащили его за самолетом. Курсант схватился за запасной парашют и почувствовал, как все тело покрывается холодным потом: ранец был пуст, мягкие полотнища запутались и болтались мешком.

Самолет кругами набирал высоту.

Инструктор с ужасом следил за движениями учлета, повисшего на стабилизаторе. Ни неистовые рывки, ни нож, ни зубы не помогали курсанту распутать злополучный парашют. Инструктор накренил самолет и ввел его в вираж, но шелк крепко держался на стабилизаторе и не соскользнул. Оставалось одно - садиться на воду. Инструктор глянул вниз, на причудливую петлю реки, на зеленое поле аэродрома и увидел стартовые знаки: «Посадку запрещаю!»

Руководитель полетов сразу понял, какая трагедия произошла в воздухе: курсант раскрыл парашют на крыле. Самолет не успел уйти от взметнувшегося купола и зацепил его. В этом случае посадка на воду не всегда спасала человеку жизнь. Подумав, он выложил из сигнальных полотнищ крест - знак, запрещающий посадку.

Заработали аппараты связи. Оперативный дежурный соседней воинской части принял срочную телефонограмму. А через несколько минут операторы радиолокационных станций приникли к экранам, разыскивая в воздухе вертолет. Вскоре один из локаторов «засек цель» . Машина принадлежала гражданскому воздушному флоту, ее радиостанция работала на неизвестной волне. На перехват вышли два реактивных истребителя.

... Вертолет Грановитова перелетал на новую оперативную точку. Шли точно по маршруту и поэтому очень удивились появлению истребителей. Один за другим они прошли над вертолетом и покачали крыльями.

- Балуются, наверное. Лихачи! - Но на душе стало неспокойно, и, передав управление второму пилоту, Грановитое полез за кодовой таблицей.

Вновь зазвенели турбины. Проскочивший истребитель упорно переваливал машину с крыла на крыло.

- Дает знак: «Следуйте за мной» , - объяснил Грановитое. - Ты уверен, - обратился он и пилоту, - что мы точно идем по маршруту?

- Без отклонений, - твердо ответил пилот.

- Разворачивайся за ними, на земле выясним, в чем дело.

Следуя по линии, указанной патрулем, летчики увидели военный аэродром. Оттуда взвился фейерверк зеленых ракет: «Немедленная посадка!»

Вертолет скользнул вниз и сел около стартового знака.

Грановитое с недовольным видом направился к командному пункту. Он рывком открыл легкую фанерную дверь и замялся - навстречу поднялся высокий, плечистый военный в генеральских погонах.

- Здравствуйте! - протянул руку генерал. - Для знакомства нет времени, но должен вас поблагодарить за быстрое выполнение приказа патруля. Обстановка такая...

С первых же слов генерала Грановитое понял серьезность положения и, слушая, смотрел в небо. Там, в километре от аэродрома, над рекой, бороздил воздух маленький «ПО-2» с человеком на стабилизаторе.

- У вас лебедка есть? - спросил генерал.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены