На поводу

Игорь Серков| опубликовано в номере №1437, апрель 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

Что должно стоять на первом месте в диалогах с молодежью — созидание или потребление?

Давайте задумаемся: а не слишком ли заигрываем мы сегодня с молодежью? Больше того: не заигрались ли? Напомню эпизод из завоевавшего широкую популярность документального фильма «Легко ли быть молодым?».

Наш современник, юноша со всеми внешними атрибутами молодого человека второй половины восьмидесятых годов, искренне и откровенно, без всякого желания порисоваться, шокировать, произвести впечатление, говорит следующее:

— Мы живем во время, когда не к чему стремиться, нечего добиваться, когда нет трудностей, которые надо преодолевать... Вот у поколения наших родителей трудности были, а у нас их нет... Нам осталось только развлекаться, весело жить, искать приключения... Вот мы их и ищем... Еще как успешно ищем!..

За абсолютную точность слов не ручаюсь. за смысл — полностью. Но ведь не в словах, а в смысле все дело.

Ведь в других выражениях, но абсолютно то же самое приходилось слышать и самому, и всем, с кем знаком настолько, чтобы обсуждать серьезные проблемы. И всех поражала именно честная убежденность в том, что в жизни молодым людям только и надо, что развлекаться да веселиться, веселиться да развлекаться...

И привычно такое уже слышать, но вдумаешься — и оторопь берет.

И первое движение — возразить. опровергнуть, объяснить! Объяснить. в какое время мы живем. Время революционных перемен, общественного и психологического обновления, время острейших столкновений и противоборств, время, когда решается, сумеем ли мы перестроить всю нашу жизнь на новый лад или будем топтаться на месте, отступать...

Но вдруг ловишь себя на мысли иной. Это как же нужно было постараться. сколько надо было сил положить, как же нужно было растить и воспитывать человека, чтобы здоровые, неглупые, полные энергии ребята, старательно морща лоб, объясняли, что в жизни они не видят проблем, кроме одной — как бесцельно и беспечно убить время?..

И от этой их искренности, которой мы от них все добиваемся, совсем не по себе становится.

Еще одна сохранившаяся в памяти сцена. Корреспондент телевидения берет интервью у «рокеров» — тех кто собирается по ночам в группы, а вернее, в стаи на мотоциклах и гоняет по ночным улицам, не давая спать тысячам людей. Собственно, с их жалоб, этих людей, устающих на работе, возящихся с маленькими детьми, издерганных в очередях и переполненном транспорте, все и началось. Но о них тут же забыли.

Больше всего корреспондента интересовало, что мешает рокерам заниматься «своим делом», обращались ли они куда за помощью, помогли ли им и в какой конкретно помощи они нуждаются...

Вот тут, надо сказать, рокеры не оплошали, добросовестно перечислили все, что им надобно: и гаражи, и технику, и запчасти. Странно только, что не дошли до требования освободить их в связи с ночными прогулками от работы и учебы... А может быть, и сказали, да на телевидении этот кусок вырезали?..

Скажу сразу, что корреспондент проявил к пожеланиям ночных мотоциклистов самый живой и сочувственный интерес. И все допытывался, кто же и что им мешает. Разумеется, не обошлось тут без упреков в адрес комсомольских организаций, исполкомов, добровольных обществ и т. д. Список тут легко продолжить, он слишком знаком каждому,

И ни разу не возникло и тени желания разобраться в одном простеньком вопросе: а почему, собственно, именно ночью?

Почему развлекаться нужно именно так, чтобы мешать другим людям, чтобы терзать им нервы, наплевав на их право отдыхать после работы, спокойно спать? Не потому ли, что ночью легче улизнуть от милиции (а среди ночных наездников половина не имела прав на вождение мотоцикла), что кружит голову ощущение безнаказанности, ощущение и вовсе подавляющее и без того слабо развитые от редкого употребления сдерживающие центры?

Нет, что-то тут не так! Решительно не так.

Порой складывается впечатление. что. привыкнув, скрепя сердце и приняв соответствующее выражение лица, вести разговор о различиях между «металлом» и «новой волной», мы никак не можем по-настоящему включиться или, как говорится, по-настоящему «врубиться» в куда более серьезные проблемы молодых. Не можем скрыть своего изумления, обнаружив, что многие из них озабочены не столько тяжелым роком, сколько невозможностью полностью реализовать свои силы и способности на работе, гибелью ценнейших памятников нашей культуры, недостатком гласности, скудостью информации. созданием новых социальных структур, которые ныне коротко и привычно именуются МЖК... За стеной досуга — громадные просторы реализации личности, а мы уперлись в эту стену и топчемся перед ней. Между тем, все очевиднее становится, что залог необратимости процесса перестройки во многом в том, сумеем ли мы воспитать молодых так, чтобы жизнь и деятельность в новой общественной ситуации стали для них естественны, привычны, обычны. Чтобы они уже были просто не способны жить по-иному.

Верный тон диалога взрослых и молодых еще не найден, не определен. Есть старый недуг — поучительность, чтение прописных истин, нотаций. Но уже весьма четко и весьма широко прорезался и недуг новомодный — суетливое, с привкусом собственной неполноценности заигрывание с молодежью, неловкое какое-то стремление на равных говорить с ней о том, что ее вроде бы больше всего заботит и волнует.

Перечень интересов тут весьма скуден — рок-музыка, брейк-данс, что-то из моды. Вот. собственно, и все столпы молодежной культуры. И кажется, что других тем в разговоре с молодыми и быть не может. Все молодежные проблемы словно бы и замкнулись на проблеме отдыха. Словно бы больше и не о чем с молодыми поговорить, как о дискотеках.

Вот и идут обсуждения: какие там веяния времени и эпохи несет в себе брейк? И солидные люди, чтобы не выглядеть консерваторами, совершают открытия: да, в брейке есть элементы, сходные с элементами народных танцев! Есть, товарищи, есть. Но если уж говорить серьезно, то давайте-ка задумаемся: а есть ли разница? Есть, и она огромна. Потому что в народном танце в движение вкладываются радость, удаль, веселье и размах, а брейкер выражает своим танцем жестокую агрессивность, механическую неумолимость, угрозу для всего, что встречается на пути. И соответственно для того, чтобы танцевать, ему нужно возбуждать в себе именно эти эмоции и чувства.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены