На поводу

Игорь Серков| опубликовано в номере №1437, апрель 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

Только давайте сразу договоримся, что не о запрещении брейка идет тут речь, такое и в голову автору не приходит. Речь идет о том, что если уж говорить о каких-то вещах, то серьезно. умея выслушать друг друга. И. говоря даже о тех же танцах и музыке, не считать потолком мысли умозаключения типа: это сейчас модно, а мне просто нравится... Разговаривать, видимо, только тогда и стоит, когда есть взаимное доверие, взаимное желание понять друг друга.

Ведь если взглянуть попристальнее, то оба упоминавшихся выше недуга — недуг нетерпимого поучительства и недуг суетливого заигрывания — в основе своей идут от недостатка доверия к разуму и способностям оппонента.

В конце концов те, кто суживает все интересы молодежи до массовой культуры. пронизанной духом бездумного потребительства, скорее всего попросту весьма невысокого мнения о ее духовном и интеллектуальном уровне. «Разве их что-нибудь интересует, кроме!..» Это сомнительной ценности умозаключение стало руководством к действиям, которые многих молодых людей попросту развращают.

Есть устоявшаяся, сложившаяся веками, проверенная временем, всей историей человечества система культурных ценностей. Если хотите, иерархия ценностей. У массовой культуры, заполонившей сегодня все и вся, в ней есть свое место. Именно свое. Которое только она может и должна занимать. Потому что в конце концов не ей принадлежит последнее и решающее слово о жизни и времени, не ей отведено понять все, что происходит сегодня с нами, происходит с молодыми умами и сердцами. Она не на то направлена. Ей этого не дано. Да она к этому, собственно, не стремится. У нее свои задачи. И когда один из рок-исполнителей говорит, что они просто помогают молодым выплеснуть накопившуюся энергию, растратить ее, пока она не взбунтовалась окончательно, это звучит достаточно убедительно.

Но ведь тут же напрашивается вопрос: а не жаль силу и энергию просто выплескивать? Без цели, без смысла? Неужели нельзя им найти и иного применения?

Да, молодость ни тем, ни другим не обделена, богата, но ведь не безгранично. И, расплескивая силы в дискотеках, где потом набрать их для изнурительной работы по нравственному и духовному самовоспитанию? Счастливы и разумны те, кто сумел распознать ту границу, за которой наступают духовная обездоленность, нищета. неразвитость. Но какая жизненная трагедия ждет тех, кто искренне поверил, что удел молодых — развлечение и отдых!

И разве не ляжет вина за это на плечи тех, кто все проблемы молодых сводил безжалостно и бездумно к проблеме досуга? Досуга, досуга и только досуга...

Да, безусловно, досуг дело важное. требующее к себе внимания. Но ведь и досуг досугу — рознь. Можно растрачивать молодую энергию бесцельно, а можно и бездумно, а можно и досуг свой проводить с таким толком, чтобы обогащать себя, развивать собственную личность, собственную индивидуальность. Самообразование, самовоспитание — великое дело, великая сила. Ничто их заменить не в силах. Да, это трудная работа, но, наверное, и одна из самых благодарных и благородных, одна из тех, к чему властно призывает сегодняшнее время. Время, распахнувшее перед каждым из нас неоглядные просторы работы над собой. И сколь явственно видим мы сейчас, мучительно ощущаем недостаток людей, способных и готовых к самой ответственной деятельности. Сколько их нужно сегодня. Но... Не готовы. Не умеем. Не знаем. Не способны. И сколько их еще, этих «не», которые снимаются только одним — последовательной, напряженной работой над собой, борьбой с собой, подниманием самого себя над собой. Тяжкое, конечно, дело, но ведь и награда за него нешуточная. Из этого надо и исходить.

Не так давно вдруг комсомольских работников на наших глазах принялись дружно терзать вопросами: а ходят ли они сами на дискотеки? Часто ли там бывают? Когда были последний раз?.. И они, откровенно тушуясь и смущаясь. как застигнутые на месте преступления, оправдывались: бываем обязательно. только вот не так часто, как хотелось бы, и танцуем там недостаточно… А стоило ли смущаться и оправдываться? Разве визит в школу или на производство, на стадион или в профтехучилище менее важен?..

В адрес комсомола сейчас звучит немало критики и упреков. Испытание критикой — дело несладкое. Но вести себя в таких ситуациях гораздо полезнее с достоинством и честностью. Не суетиться, не подыгрывать тем, кто в критическом запале, может быть, и не прав, может впасть в преувеличение.

Действовать в условиях критической оценки твоей деятельности — нормальный способ работы сегодня. Надо слишком мало уважать себя, слишком мало быть уверенным в своей профессиональной и творческой состоятельности, чтобы испуганно шарахаться в сторону при каждом критическом замечании или начинать хныкать, что вот, мол, мы тут стараемся, а никто не ценит, никто слова доброго не скажет, все критикуют, все чего-то требуют... Человеку, у которого есть система внутренних ценностей, который работает, а не ловчит, не делает карьеру любой ценой, и прежде всего ценой порученного ему дела, такому человеку критика не страшна. Она только помогает ему выправить и держать в порядке систему нравственных, моральных и деловых ценностей.

Да, место комсомольского работника — среди молодых. А им свойственны максимализм, крайности, приливы отчаяния и отрицания всего, что окружает, желание быть замеченным любой ценой. А многие из них еще попросту не могут отличить суррогат от подлинного, непреходящее от суетного, необходимое для достойной человека жизни от дешевой поделки, рассчитанной на самый невзыскательный вкус, но зато модной сегодня...

Да, нужно войти в мир молодых, стать в нем своим, но это вовсе не означает, что следует слепо и безропотно подчиниться всему, что наполняет этот мир.

Давайте уважать молодого человека. Не оглуплять его. Пора понять, что в нашем диалоге с молодежью не должно быть запретных тем, что разговор должен быть серьезным настолько, чтобы соответствовать напряжению времени, в которое мы живем. Попробуйте, и вы убедитесь, что умам и душам молодых внятны не только ритмы дискотек, но и гул времени, зов истории, глас человечества.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены