Москва - Пекин - Шанхай

опубликовано в номере №684, ноябрь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Старый, дореволюционный Шанхай был городом тяжелого труда, бесчеловечной эксплуатации. Здесь кули таскали на плечах непомерные тяжести, рабочие с утра до ночи стояли за станками и ютились в жалких хижинах, с крышами из жести консервных банок. Дым заводских труб, шум фабричных цехов, грохот молотов - все это находилось вдали от сеттльментов. В предместьях города китайцы работали на английских, японских, американских заводах и фабриках, с утра до ночи грузили чужие корабли.

Чапей - вот где было настоящее сердце Шанхая! Здесь, в рабочих кварталах, собирались революционные грозы. Здесь мужал и рос передовой отряд китайского пролетариата. Каждый камень на улицах Чапея, каждый его дом напоминает о славной истории борьбы и побед.

Я гляжу на ту сторону Вампу, где расположились склады, причалы, где швартуются океанские пароходы и речные суда, где дымят заводские трубы.

На месте грязных и тесных лачуг, тонувших в болотных испарениях и фабричной копоти, теперь выросли светлые жилые дома, больницы, ясли, парки, сады...

Но вернемся на выставку. Утром, как только распахивались двери, тысячи людей бурной полной устремлялись в ее залы. Посетители подолгу задерживались перед электроинтеграторами, макетом турбогенератора мощностью в 100 тысяч киловатт, наблюдали за работой метеорологической станции и, как всегда, выстраивались в очередь, чтобы посмотреть в «глазок» электронного микроскопа «УЭМ - 100». Между центральным промышленным залом и флигелями находились две площадки для демонстрации тракторов, самоходных комбайнов, легковых и грузовых автомобилей, передвижных электростанций, нефтяного и высоковольтного оборудования, дорожно - строительных машин.

Наши китайские друзья на редкость внимательны и чутки. В каждом отделе выставки ежедневно встречалось множество энтузиастов, долгими часами изучавших машины, станки, оборудование. Рабочие, техники, инженеры Шанхайского станкостроительного завода, Восточно - китайского металлургического завода, предприятий по переработке нефти, текстильных фабрик, типографий тщательно знакомились с советским оборудованием, а многие из них вскоре уже сами объясняли друзьям устройство сложнейших агрегатов.

Китайские крестьяне с особым интересом осматривали самоходный комбайн, хлопкоуборочные машины, картофелесажалки.

Председатель сельскохозяйственного кооператива Чэнь Чжан - гэнь сказал:

- Мне особенно понравилось, что машины могут одновременно сажать овощи, вносить удобрения и поливать рассаду. Это прямо сказка.

Большой интерес проявляли многочисленные посетители к материалам, рассказывающим о Московском государственном университете имени М В. Ломоносова. В зале высших учебных заведений выставки центральное место занимал макет Дворца науки на Ленинских горах.

С утра до вечера слышались в залах выставки голоса. Казалось, что это говорил весь Китай - его талантливый, удивительно трудолюбивый народ.

- Я должна еще энергичнее работать, - сказала отличница труда текстильной промышленности У Шэнь - ди, - выполнять государственный план, учиться у товарищей, изучать передовой опыт советских рабочих, чтобы ускорить индустриализацию страны и зажить такой же прекрасной жизнью, какой живут трудящиеся СССР.

Закончив осмотр выставки, люди стремились не только записать в книгу отзывов свои впечатления, выразить свои чувства и мысли, но и поставить на память печать выставки. Печати с силуэтом выставки лежали в павильонах на специальных столиках. Правильнее сказать, не лежали, а непрерывно переходили из рук в руки. Старики и юноши, рабочие и крестьяне - тысячи людей делали сиреневый оттиск на листе рисовой бумаги, на платке или даже на косынке и уносили с собой как драгоценную память.

Из Шанхая выставка переехала в Кантон. К этому времени ее посетило уже около семи миллионов человек.

Много дала выставка нашим китайским друзьям. Многому научились и мы у них. Мы, вчерашние студенты, начали в Китае свою самостоятельную жизнь, по - настоящему оценили и полюбили великий народ, его труд, его язык, культуру.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Поэт, трибун, борец

К столетию со дня смерти Адама Мицкевича