С каждым годом Всероссийская академия художеств предъявляет к молодым живописцам все более и более высокие требования. Об этом свидетельствуют картины выпускников этого года. Разумеется, далеко не все в этих произведениях живописи совершенно и самостоятельно, но несомненно, что стремление к серьезным и общественно - значимым темам, внимательное наблюдение действительности, тонкое чувство цвета и композиции в высокой степени свойственны лучшим ученикам Академии.
Ниже мы помещаем репродукции с картин и краткие высказывания молодых художников, получивших премии: тт. Гольдрея, Непринцева и ученика заслуженного деятеля искусств И. И. Бродского тов. Лактионова, - а также статью И. И. Бродского о своем талантливейшем ученике.
В 1930 году Александр Лактионов окончил ростовскую художественную школу. Как один из лучших учеников он был командирован в Москву, на рабфак искусств, при Вхутемасе. Там работы его одобрили, но в приеме отказали на том основании, что у него нет производственного стажа. Вернувшись в Ростов, он поступил на курсы ЦИТ, получил квалификацию каменщика и стал работать на одной из построек. Затем попал в керамическую мастерскую, потом - в чертежную, пока ему не удалось снова поехать в Москву, где он некоторое время беспризорничал. Месяц жил на Казанском вокзале, потом - под лестницей в новом доме художников на Масловке.
Однажды, когда он, сидя за бочками и строительным хламом, копировал с репродукции «Иннокентия» Веласкеза, его заметили молодые художники. Они одобрили его работы и помогли поехать в Ленинград учиться в Академии художеств.
Здесь я увидел его впервые. Вид у него был очень невзрачный, одет он был в грязную шинель до пят, и неизвестно было, есть ли под шинелью костюм, скорее всего, не было.
В Академии тогда было еще засилье «леваков», отрицавших реалистическое искусство, школа только начинала устанавливаться, этому мешали многие люди, имеющие очень мало отношения к искусству. Работы Лактионова подвергались большим нападкам и вызывали иронические замечания. Мне пришлось взять Лактионова под свою защиту и настоять на том, чтобы он был принят в Академию без экзаменов, с испытательным сроком. Меня поразили рисунки этого совсем юного художника, которые своим мастерством напоминали ранние работы Репина и Серова.
Проучившись около двух лет на первых курсах, Лактионов попал ко мне в мастерскую. Заниматься с ним было очень легко и приятно. С упорством и удивительной настойчивостью он добивался технического уменья и быстро достигал того, что другим давалось годами.
Каждый год, осенью, он привозил большое количество летних работ, замечательные рисунки и этюды, совершенно законченные по мастерству.
К дипломной работе Лактионов пришел во всеоружии академической школы, с хорошими знаниями и опытом. Композиция давалась ему труднее всего, но, работая над своей дипломной вещью, он показал, что силен и в этой области. Тему он решил очень ясно и выразительно. Картина блестяще сделана по рисунку и экспрессии в характеристике персонажей. Все они трактованы с большой внутренней теплотой и обаянием.
Невольно симпатизируешь этим людям, бойцам Красной Армии, умным, сильным и жизнерадостным. Хочется с ними подружиться, заговорить, пожать руку. Здесь нет казенного отношения к теме, это очень прочувствованная, любовно сделанная и хорошо продуманная, вещь.
Лактионов очень требователен к себе, он сам видит свои недостатки и работает над их устранением. У Лактионова прекрасно развито чувство формы, цвета, у него есть все, чтобы стать первоклассным мастером. Это заставляет предъявлять к нему особенно большие требования. Я верю, что он сумеет широко развернуть свои способности и не остановится на уже достигнутом.
Персонажи моей картины - комсомольцы, бойцы Красной Армии, наша веселая здоровая молодежь.
Работать мне пришлось очень много. Делал слепки из пластилина. Тщательно работал над светом.
Этюды я написал в танковом училище. Там я убедился, что те, кого я хотел писать, вблизи гораздо интереснее, чем я себе представлял, сидя в мастерской. Мне захотелось картину обогатить, сделать торжественнее, светлее, радостнее, несмотря на то, что тема сама по себе очень бедна - «оформление стенной газеты».
Я стремился показать отношения между знатным человеком страны Героем Советского Союза комсомольцем - орденоносцем М. В. Юдиным и рядовыми красноармейцами, будущими командирами, в теплой, полурабочей обстановке, подчеркнуть их общую радость, торжественность наступающего праздника. Мне кажется, что в какой - то мере это мне удалось показать.
А. ЛАКТИОНОВ
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Сцены из пьесы
Обращение гороев советского союза к молодежи