О военной тайне

Б Яглинг| опубликовано в номере №312, декабрь 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

В годы империалистической войны разведки союзных армий часто получали ценные сведения о планах немцев, используя чрезмерно широкий обмен радиограммами в германских войсках. Немцы поплатились за свою радиоболтливость. Однажды (это было в конце октября 1917 года) германские цеппелины потеряли направление в тумане и запросили без шифра по радио Фридрихсгафен, чтобы получить верный курс. Ответ цеппелины получили немедленно, но не из Фридрихсгафена, а из Парижа, от радиостанции Эйфелевой башни. Этот ответ привел цеппелины во Францию. Когда туман рассеялся, немцы увидели, что попали в ловушку, но было уже поздно. Четыре цеппелина были сбиты зенитной артиллерией, два утонули в море, и только одному удалось вернуться на базу во Фридрихсгафен.

Но больше всего правдивых и своевременных сведений, по утверждениям всех участвовавших в мировой войне организаторов различных разведок, давали пленные.

Американцы, например, подсчитали, что из всех 7399 полученных ими верных донесений о противнике на фронтах мировой войны 87% дали пленные, 10% - было получено из захваченных (или перехваченных) документов неприятеля, 6% - из осмотра убитых противника, 1% - из осмотра взятого вражеского снаряжения, и, наконец, из других источников - только 5%.

Начальник немецкой разведки Николаи подтверждает, что «некоторые пленные давали прямо - таки классические показания. Так например, один захваченный незадолго до битвы на Комме француз выдал весь план наступления с такими подробностями, что ему не поверили. Точно так же и один английский сержант дал весной 1918 года столь обширные и невероятные для его кругозора показания, что они были оставлены под сомнением и подтвердились лишь позднее. Один из первых пленников - танкистов рассказал немцам самым детальным образом о всей своей деятельности на одном из заводов, изготовлявшем танки, о конструкции этих новых боевых средств и о размерах их производства. Показания были настолько подробными, что по ним оказалось возможным сконструировать модель танка».

Наше социалистическое государство находится в окружении капиталистических стран. Известно, что фашистские разведки засылают к нам своих шпионов. Славная советская разведка разгромила немало вражеских шпионско-диверсантских гнезд. Однако мы ни на минуту не должны ослаблять бдительности. Между тем еще многие советские граждане безалаберно относятся к сохранению известных им государственных секретов.

В трамвае, в поезде, в парке, в театре, в ресторане довольно часто можно услышать разговоры о производственных планах заводов, о новых стройках, о новых моделях и конструкциях, о наших вооружениях и о воинских командировках.

Для буржуазной разведки болтуны и бахвалы представляют не только важный источник информации, но и резерв для вербовки новых шпионских кадров. Некий врач, сотрудничавший в научно - исследовательском институте, по роду своих занятий был осведомлен о выполнявшихся институтом работах оборонного значения. Врач этот любил прихвастнуть своей осведомленностью и часто болтал в компании приятелей об известных ему военных тайнах. Об этом узнал крупный шпион одного иностранного государства. Познакомившись с, врачом, шпион принялся льстить ему, прикидываясь пораженным тем, что услышал, и всячески подзадоривал, вызывая на еще большую болтливость. Вскоре шпион располагал многими секретами, выболтанными врачом.

- Вы агент нашей разведки... - сказал шпион врачу. - Попробуйте отрицать! Вот точная запись всего, что я узнал от вас... Если вы не хотите завтра же пойти под суд за разглашение военных тайн, вы должны выполнять наши задания...

Врач не нашел в себе мужества сообщить в НКВД о наглой проделке шпиона и о своем преступлении. Так, без особого труда, буржуазная разведка превратила болтуна в своего агента.

В кабинетах работников советских учреждений, на стенах, часто можно увидеть таблицы выполнения планов, всевозможные графики, схемы заводов и т. д. Эти «настенные» документы, развешиваемые главным образом для украшения, легко могут помочь шпионам.

В инструкции секретной службы одного фашистского государства, в разделе, где перечисляются профессии, пригодные для вербовки, прямо сказано: «...ценны переписчики, уборщицы, сторожа, машинистки...» Секретарь - машинистка или стенографистка - часто имеет бесконтрольный доступ к секретной переписке.

В одном военном учреждении несколько лет исправно работала стенографистка Ц. Она не вызывала никаких подозрений, пока однажды не заметили, что она уносит с собой свои стенографические записи. Оказалось, что она передавала их шпиону.

Уборщица Л. была довольна неожиданным приработком. «Сборщик утиля» предложил ей платить по пять рублей в день за все бумаги, выбрасываемые в ее учреждении. «Утиль» имел большое значение для осведомления некоей буржуазной разведки. Уборщица, конечно, могла не понять шпионской уловки, но работникам учреждения следовало уничтожать, а не выбрасывать в корзины черновики важных документов и листы использованной копировальной бумаги.

Быть бдительным - это значит не только уметь разоблачить замаскировавшегося врага, но и уметь закрыть все щели, через которые может проникнуть иностранный разведчик.

Вот, например, невинный на первый взгляд «Сборник упражнений по стилистике», выпущенный Учпедгизом в 1936 году. В этом учебнике содержались такие «упражнения»:

«26. Написать сочинение (описание) в деловом тоне: «Завод, на котором работает мой отец (брат, мать)», ответив на вопросы:

Где находится? Величина (в сравнении, например, с другим заводом, лежащим в этом же районе)? Кем был основан и когда? Какие пути ведут к заводу (есть ли железнодорожная ветка, проходит ли поблизости от завода трамвай)? Какой силы машины и какие двигатели (паровой, газовый, электрический и т. д.)? Каким пользуется топливом? Какое сырье перерабатывает? Что завод производит? Куда идет продукт (в город, деревню)? Сколько рабочих на заводе? и т. д.»

Располагая таким «учебником», шпиону остается только заняться «преподаванием» стилистики.

В один из воинских лагерей повадились ходить дети ближайшего села. Бойцы гостеприимно встречали их, и ребята бродили, где хотели. Однажды младший командир заметил, как мальчик прячет за пазуху подобранную газету - многотиражку. Оказалось, что какая - то «тетя» в селе платила по полтиннику за каждый номер газеты. «Тетей» заинтересовались и выяснили, что эта шпионка давно уже собирала сведения о лагерях, добывая через детей номера газет - многотиражек.

В воинские лагеря нельзя допускать посторонних. А прочитанные номера армейских многотиражек не следует бросать где попало. И вообще ничего не следует разбрасывать.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Жизнь Чкалова - пример для молодежи

Обращение гороев советского союза к молодежи