За последние годы советский цирк воспитал прекрасные кадры молодых талантливых артистов. Показательна программа московского цирка, открывшая нынешний зимний сезон. На манеже встретились представители старых цирковых фамилий: Россини, Брок, Монкевич, - воспитанники циркового техникума: Евстафьевы, Якутские, Бугров, - артисты эстрады: Тарасовы, Смирнов, физкультурники Маяцкие, музыкант Зеленский, артист драмы Колядин, балерины Захарова и Козакова и бывшие «любители цирка», ставшие теперь профессионалами - акробатами, - группа Осташенко.
Атракцион этой программы - группа мотоциклистов. Руководитель группы Маяцкий - в прошлом инструктор гимнастики. Несколько лет назад в «Правде» появились статьи Героев Советского Союза Чкалова и Ляпидевского о необходимости развития мотоциклетного спорта. Маяцкий решил начать пропаганду этого спорта в цирке. В его группу вошли цирковые артисты Маяцкая, Добарский, Гончарова, Пармокьян и спортсмен - мотогонщик Левандовский. Полтора года шла подготовка номера. На представлении Маяцкие выступали с «ренским» колесом, а ночью, когда расходилась публика, на арене устанавливался деревянный трек конструкции Маяцкого и начиналась работа всей группы над будущим номером.
Вначале для своего атракциона группа пользовалась заграничными машинами, но впоследствии переменила их на советские мотоциклы марки «Красный Октябрь». Мотоциклы были немного переделаны, в соответствии с требованиями цирка, и сейчас не оставляют желать ничего лучшего.
Атракцион был выпущен к двадцатой годовщине Ленинско - Сталинского комсомола. Выполняемый в прекрасном темпе, изобилующий смелыми и интересными трюками, он пользуется заслуженным успехом у зрителей.
Акробаты на канате Тарасовы поставили перед собой задачу - превзойти самых лучших заграничных канатоходцев. В свое время у нас гастролировали такие выдающиеся мастера этого жанра, как Рельмут, Боризони, Нейс. Но все их искусство заключалось только в виртуозном хождении по канату. Никто из заграничных артистов не рискнул сделать на канате хотя бы легкий акробатический номер.
Артист Боризони авторитетно заявлял, что такой трюк, как хождение по канату со стойкой, головой на голове, так называемый «копф - штейн», безусловно, невыполним. Группа Тарасова (артисты Тарасов, Тарасова, Гончаров и Усов) решила обогатить хождение по канату сложными акробатическими номерами. Обладая большой партерной подготовкой, они скоро добились блестящих успехов. Сейчас на громадной высоте, под самым куполом, они четко, без всякого видимого напряжения, выполняют такие сложные номера, как «копф - штейн», стойка одной рукой на голове товарища, хождение по канату с мешком на голове и, наконец, «коромысло»: номер, в котором П. С. Тарасов идет по скользкому стальному тросу с коромыслом на плечах, на концах коромысла 2 партнера на трапециях, а третий партнер - на плечах Тарасова. Группа Тарасова не просто обогатила жанр, в котором выступает, а создала совершенно новый номер, еще не виданный в цирках Европы и Америки.
Прекрасное впечатление оставляет группа эквилибристов на проволоке Якутских. В номере участвуют А. Чесноков, М. Попова и Л. Кудоярова. Все они воспитанники циркового техникума. До приезда в Москву они жили на далеких окраинах Союза (Чесноков в области Коми, а Попова и Кудоярова в Якутии) и знали о цирке только по рассказам.
Якутские второй год работают в цирке. Их исполнение отличается непринужденностью, легкостью. Глядя на нарядные веера в их руках, забываешь, что эти веера служат для баланса, они кажутся только дополнением к костюму. Танец «Яблочко», исполняемый Якутскими на колеблющейся проволоке не менее быстро, чем его исполняют танцовщики на твердом полу, вызывает дружные аплодисменты всего цирка.
Тамара Брок в этом сезоне показала себя не только талантливым жонглером, но и способной дрессировщицей морских львов. В ее выступлении участвуют две молодых артистки - А. Захарова и В. Козакова: вместе с морским львом они ныряют в огромном аквариуме. Их изящество и пластичность делают этот несложный номер интересным и красивым зрелищем.
С большим темпераментом работает группа прыгунов под руководством Осташенко. Бодростью, задором и искренней веселостью дышит их выступление. Большинство прыгунов - бывшие цирковые завсегдатаи, мечтавшие о работе в цирке на высотах галерки. Осташенко собрал таких «вздыхателей», организовал их в труппу и с 1931 года начал выступать с ними в цирке. Таких трупп в СССР - только две.
Всю программу сопровождает талантливый и изобретательный Варан д'Аш (М. Н. Румянцев), воспитанник циркового техникума, вот уже третий год не покидающий «ковра» Московского цирка.
Вся эта талантливая цирковая молодежь отказывается от застарелых штампов. Эти молодые артисты постоянно совершенствуются, создают новые жанры, стремятся вложить в свои номера новое содержание. В создании нового, советского циркового стиля им принадлежит решающее слово.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Обращение гороев советского союза к молодежи