Когда троцкистско - зиновьевские бандиты злодейски убили Сергея Мироновича Кирова, в дни всенародной скорби, я присутствовал на одном из митингов. Там слышал я выступление одной работницы, которая посылала проклятья фашистским убийцам, оборвавшим славную жизнь пламенного народного трибуна и твердокаменного большевика. Напряженное состояние собравшихся и страстная речь женщины глубоко врезались мне в память. Я решил написать на эту тему картину. Образ выступавшей женщины был для меня символом и синтезом всех трудящихся героических женщин...
Начиная работу, я столкнулся с необходимостью показать конкретную личность, дать имя своему пока абстрактному герою. Я остановился на образе пламенного трибуна - дочери испанского народа Долорес Ибаррури. Я начал картину. В работе над образом Пасионария возникал ряд новых вопросов: среда, обстановка... Помимо Долорес я старался показать других участников борьбы - трудящихся испанского народа, бойцов интернациональных бригад.
Негр в картинах мастеров прошлого изображался в лучшем случае как лакей, чаще же просто черное лицо давалось как живописный эффект. Мне же хотелось представить негра равноправным гражданином, борющимся наравне с другими за освобождение испанского народа. Я ставлю негра плечом к плечу с бойцом испанской народной армии.
Здесь же девушка - представитель народной милиции, партизаны и народ, ставший на защиту тыла.
В центре картины Долорес. Мне хотелось дать ее с такой же простотой, как фронтовика, негра, девушку - бойца народной милиции.
Моя тема сложна потому, что типаж был далек от меня географически. Однако дух его, настроения и переживания, были здесь, около меня, потому что в каждом сознательном советском труженике я находил горячее сочувствие испанскому народу.
А. ГОЛЬДРЕЙ
Замысел моей вещи возник у меня давно. Истоками, основными элементами картины явились два представления: образ Пушкина и синий прямоугольник окна в зимние сумерки.
Какова основная идея картины? Я хотел дать Пушкина опального, Пушкина, рвущегося на свободу, хотел показать его в характерной для него тогда обстановке, среди близких ему людей.
Мною задуман был образ Пушкина, поэта и бунтаря, волей «убийцы гнусного» прикованного к усадьбе сельца Михайловского. Я хотел дать того Пушкина, который впоследствии со смятенным сердцем машинально вырисовывал на полях своих рукописей пять висящих трупов и перекладину виселицы.
Второй персонаж - Арина Родионовна, няня, полная участия к своему любимому воспитаннику, готовая лаской слов своих рассеять мятежную тоску поэта... Ведь это ей, няне, ее заботе и теплу, бесконечно многим обязан Александр Сергеевич.
Что касается живописной стороны картины, то здесь я много поработал над светом. В картине два света: теплый, трепещущий свет свечи и борющийся с ним, проникающий в комнату холодный свет зимних сумерек. Это главная цветовая завязка моей композиции.
Все детали картины я много раз обдумывал, стараясь найти наиболее правдоподобную их характеристику.
Ю. НЕПРИНЦЕВ
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.