Молодой Крылов

Л Гроссман| опубликовано в номере №419-420, ноябрь 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

13 февраля 1769 года родился Иван Андреевич Крылов

В битву жизни Крылов вступил чрезвычайно рано. Десятилетним мальчиком он уже сидел за канцелярским столом захолустного суда. Он рано испытал гнёт колотушек и беспросветную тоску от переписки тяжебных документов. И вот в четырнадцать лет Крылов из писца превращается в писателя: он смело задумывает сатирическую комедию в модной форме комической оперы. Он пишет свою «Кофейницу».

Этому предшествовало крупное событие в биографии Крылова. Из Твери он попадает в Петербург. В столице он начинает помещать театр. Можно представить себе, какое впечатление производят на маленького приезжего подьячего петербургские спектакли конца XVIII века! От засаленных прошений и жалоб этот «провинциальный секретарь» (таков был его чин) впервые вступает в настоящий мир искусства. Петербургский репертуар уже прошёл через блестящую комедию масок, феерический балет, большую оперу, классическую трагедию, бытовую и обличительную комедию нравов. Он уже увлёк зрителя ослепительностью парадных спектаклей и вызвал в нём искренний смех и первое раздумье о смысле окружающего уклада жизни. Русский театр Фонвизина, Княжнина и Сумарокова уже выполнял большие воспитательные функции. Он внушал зрителю передовые воззрения по моральным, общественным и эстетическим вопросам. Для молодого приказного Крылова он явился настоящей школой. Он дал ему первую путёвку в жизнь.

Молодой Крылов проявляет чуткую впечатлительность к весьма актуальной общественной теме. Жизнь старинных бар разлагалась от суеверий, предрассудков, заматерелых обычаев, свивших себе прочное гнездо в быту зажиточных слоев. Знахари, гадалки, предсказатели и «чудотворцы» различных типов пользовались в этой среде огромным влиянием и нередко являлись вершителями человеческих судеб. Вспомним, что через столетие великий национальный драматург Островский написал на эту тему одну из своих лучших комедий - «На всякого мудреца довольно простоты».

К этой именно теме обратился в 1782 году Крылов. В центр своей комической оперы он поставил современный тип гадательницы на кофейной гуще. На такую фигуру екатерининского общества указал ему замечательный журналист XVIII века Новиков. В своём «Живописце» Новиков с подлинным публицистическим негодованием описал такую «пожилую тварь», которая кормится постыдным ремеслам ловких обманов, ведущих к гибели неповинных людей. Кто украл серебряную ложку у дворянки Окупягиной? Приглашённая «кофе - гадательница» указывает на первого попавшегося ей на глаза дворового человека. Ни в чём неповинного парня секут без пощады и доводят до каторги.

Юный Крылов сразу почувствовал высокий драматизм этой бытовой темы. Он написал «Кофейницу». Сквозь установленный комизм жанра он вскрыл подлинную трагедию крепостничества. Он показал бесправие крестьян, иго оброков, угрозу рекрутчины. Это не только драматургически благодарные ситуации: это быт и нравы эпохи. Не удивительно, что «Кофейница» на сцену не прошла, хотя вполне отвечала литературным требованиям жанра.

Во многом она даже превосходила их. Написанная ещё детским почерком, эта пьеса, однако, убеждала в несомненной литературной даровитости драматурга - дебютанта. В ней были отзывчивость на актуальную тему, интерес к острым проблемам современности, забота о торжестве социальной справедливости, меткая характеристика лиц в живой форме народных поговорок. Мягкий юмор Крылова уже здесь обличает жестокие нравы эпохи. Первый его опыт указывает будущую литературную дорогу подростка - автора, которая со временем приведёт его к национальной славе.

Неудача с «Кофейницей» не обескураживает юношу. Он продолжает верить в своё призвание драматурга. Он входит в круг актёров, театральных администраторов, литераторов, пишущих для сцены или о спектаклях. Знаменитые актёрские имена эпохи - Дмитриевского, Сандуновых, Плавильщикова, Рыкалова - вступают в его биографию. Он стремится проявить своё творчество в больших театральных жанрах и решает работать для своих друзей - трагиков. Крылов пишет «Клеопатру», вероятно, имея в виду придворные нравы и интимную жизнь Екатерины, пишет «Филомелу», трагедию из античной жизни, в которой фракийскому тирану угрожает восстание возмущённого народа.

Но трагедийные опыты Крылова не имеют успеха. Непризнанным трагиком он возвращается к более лёгкому жанру и за два года пишет четыре комедии. В «Бешеной семье» он защищает семейное начало от модной развращённости нравов, в «Сочинителе в прихожей» он отстаивает высокое звание литератора, в «Проказниках» осмеивает бездарных литераторов, в комической опере «Американцы» изображает борьбу обитателей Нового Света с испанцами. Все эти пьесы свидетельствуют об одном: молодой автор ещё не нашёл своего жанра. Удачнее оказываются его позднейшие пьесы: острая сатира на воинствующее пруссачество «Трумф», пародии на поклонников французских мод в эпоху первых войн с Наполеоном - «Модная лавка» и «Урок дочкам». Впрочем, две последние комедии написаны в 1805 году зрелым Крыловым, накануне его большой литературной деятельности. О молодом авторе они не дают нам представления.

Драматургия Крылова осталась в тени. За время его жизни появились «Недоросль», «Горе от ума», «Борис Годунов», «Ревизор», «Маскарад». Пьесы Крылова не вошли в этот список драматургических шедевров. Но они имели своё значение: они помогли ему по - новому разработать один забытый поэтический жанр, который снова приобрёл под его пером мировое значение.

Тому же послужила и журнальная деятельность Крылова. Молодой автор пришёл в русскую журналистику, почти такую же молодую, как и он сам: она существовала всего каких - нибудь 30 лет. За это время в ней уже успели выступить даровитые и видные русские литераторы - Сумароков, Херасков, Богданович, Новиков. Но с Крыловым в неё вступил литератор, которому суждено было стать великим национальным поэтом. И это ярко отразилось и на его статьях и на общем росте отечественной журналистики.

Как прирождённый сатирик - публицист, Крылов сообщает русской журналистике ряд ценнейших жизненных свойств. Под его пером наша публицистика приобретает боевой тон, а журнальная сатира становится воинствующей. Всячески заостряется интерес обозревателя к социально - политическим темам. С чутьём подлинного художника, прекрасно понимающего, что слово писателя должно быть отчеканенным до блеска, Крылов в своих статьях проявляет высокие качества зоркого наблюдателя жизни, меткого портретиста современного общества, и подлинного мастера быстрой и выразительной зарисовки. Он сразу же овладевает живым и энергичным языком, сохранившим до наших дней свою свежесть и остроту. В скромных, маленьких выпусках XVIII века, в этих тоненьких брошюрках он даёт тон и стиль, свойственный стремительной и бойкой печати новейшего времени.

Широко и смело лепил Крылов журнальные жанры, щедро бросая их в будущее русской печати. Он прежде всего обновил удобную форму писем, якобы адресованных арабскому магу подчинёнными ему духами. В этих фантастических и волшебных формах Крылов намечал будущий основной жанр газетной прозы - корреспонденцию. Волшебные участники «Почты духов» прекрасно понимали, что ценность их репортажа повышается от его литературной подачи, и стремились всячески разнообразить заметки и оживлять статьи. Они охотно вводят в них форму диалога, воспроизводя свои беседы с современными петербуржцами, ничуть не хуже позднейших интервьюеров большой прессы. Они рисуют отдельные сценки, обстановку, быт и нравы, сообщая своим эпистолярным известиям настоящий характер газетного эскиза или очерка, получившего такое распространение в позднейшей ежедневной печати. Все эти прихожие знатных бар, французские модные лавки, купеческие гостиные, публичные гуляния, театральные залы с их характерными типами - что это, как не художественное изображение современности под знаком злободневного интереса? Будущий мастер художественного реализма во весь рост встаёт в этих беглых опытах очерка. А весёлые пародии «Зрителя» на живые темы литературно - общественной жизни, как «Речь повесы в собрании дураков», «Мысли философа по моде», «Похвальная речь в память, моему дедушке», - что это, как не первые у нас фельетоны с их основными признаками живости, остроумия, занимательности, весёлой словесной игры и верного общественного прицела? Когда Крылов давал отчётливые и острые зарисовки знатных особ, в которых современники легко узнавали виднейших вельмож и фаворитов - Безбородко, Соймонова и других придворных, - он создал настоящий политический памфлет. Наконец, в заметках о современной литературе и драматургии Крылов даёт первые опыты библиографического отзыва и театральной рецензии. Это подлинный зародыш критического фельетона, предвестье будущих газетных оценок спектаклей и книг.

В лёгкой форме журнальной беседы он коснулся больших вопросов и серьёзных проблем отечественной жизни. В малых жанрах и тесных пределах фельетона он разрабатывал важные темы, которые вошли в великую русскую литературу следующего столетия. Пусть у Крылова это только предвестья, только намёки и наброски, важно, что он ставит вопросы и требует внимания к темам, которые через полвека делаются центральными в ряду бессмертных созданий его преемников. В одном из писем «Почты духов» он рассказал о трагедии выдающегося художника, доведённого покровительством меценатов до запоя и гибели. Это - только очередное письмо фантастического духа, придуманного молодым Крыловым, но это в то же время первая постановка темы о трагических судьбах русской разночинной интеллигенции, об артистах и художниках крепостной эпохи, которая позже властно и мощно зазвучит в «Горе от ума» Грибоедова, в «Неточке Незвановой» Достоевского, в «Сороке - воровке» Герцена, в «Тупейном художнике» Лескова. Чтобы так поставить её, нужно было обладать не только метким пером журналиста, но и чутким сердцем большого писателя. Мы знаем, что Крылов обладал им.

В социальной критике современности Крылов поднялся очень высоко. Он с исключительной смелостью судил самодержавный политический строй: «Львы и тигры» - менее причиняли вреда людям, нежели некоторые государи и их министры». В восточной повести «Каиб», которую современные исследователи признают одним из самых замечательных произведений XVIII века, Крылов бичует самовластный строй и резко противопоставляет дворцовое богатство Екатерины II бесправию и нищете народа.

Он направлял свой сарказм против всесильных любимцев, людей, разоряющих народ. К большой теме народного разорения Крылов подходит как настоящий наблюдатель нравов, искушённый в вопросах политической экономии. Он с беспощадной прямолинейностью ставит острые вопросы: во что обходится хлебопашцу наряд щеголя или вельможи? Сколько труда пахаря входит в стоимость модного кафтана? Почему часто сами пахари становятся в крепостном строе разменной монетой и, по его выражению, «превращаются в пуговицы и кружева»?

Поверхностное увлечение высшего общества внешней цивилизацией и разорительными иноземными модами обращает Крылова к его излюбленной теме о ценности самобытного русского характера, о народной одарённости, о недопустимости пренебрежения к русской национальной культуре. На страницах своих журналов Крылов проявляет тот непосредственный к яркий патриотизм, которым впоследствии прославятся его знаменитые басни. В журнале «Зритель» Крылов напечатал программную статью Плавилыцикова о творческой силе русского народа, о таких гениальных самоучках, как поэт Ломоносов и механик Кулибин. Он поместил в своём последнем журнале «Русские анекдоты» - о храбрости, мужестве, великодушии соотечественников. Французское воспитание и французские наряды противопоставлены в журналах Крылова ценным достижениям родной жизни и мысли. Следуя и здесь наметившейся в русской комедии и журналистике традиции, Крылов поднимает её на такую высоту обличения, что замечания его персонажей, затерявшиеся на столбцах старинной прессы XVIII века, возвещают нам страстные монологи Чацкого о «французике из Бордо» и «добром, умном нашем народе».

Большие темы Крылова - публициста могли плодотворно служить русскому обществу. Но Крылов стал редактором в первый год Французской революции 1789 года и закончил свою журнальную деятельность в момент высшего развития революционных событий во Франции - в 1793 году. Это был период, когда официальный Петербург менее всего поощрял вольнодумную пародию и обличительную сатиру. В обстановке общего разгрома столичной печати прекратились и журналы Крылова.

Так журнальным и театральным начинаниям молодого автора одинаково противодействовала эпоха его вступления в жизнь. Но талант отстоял себя. Крылов - драматург и журналист - возродился в новом жанре: он становится баснописцем.

В этой форме, обеспечившей ему всенародный почёт и всемирную славу, часто слышится молодой Крылов. В баснях он остаётся драматургом и журналистом. Белинский считал, что каждая басня Крылова - маленькая комедия. И действительно, по тонкости диалога, по меткости реплик. по юмору характеристик, по сжатому драматизму действия басни Крылова приближаются к сценическим произведениям. С давних пор они являются первым испытанием для всякого, вступающего на русскую сцену. Рядом с Крыловым - поэтом в них живёт Крылов - драматург.

Одновременно в них слышен и другой творческий отзвук работы юного Крылова: они пронизаны современностью и откликаются на крупнейшие события эпохи. Нередко его басни как бы переключаются в стихотворный фельетон. Найдя свой жанр и стиль, достигнув признания и славы, Крылов - стихотворец многими сторонами бессмертного творчества оставался верен первой литературной школе. Знаменитый баснописец не во всём отошёл от бойкого хроникёра «Почты духов».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Эмир Кустурица

24 ноября 1954 года родился знаменитый режиссер Эмир Кустурица

Некрасов

10 декабря 1821 года родился Николай Алексеевич Некрасов