Молодой Азербайджан

Г Тимофеев| опубликовано в номере №112, октябрь 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

У девичьей башни

Я БЫЛ в Старом городе за крепостной стеной. Развалины ханского дворца. Минарет, построенный во времена Ширван - Шахов. Узкие улочки, по которым ходить можно только в одиночку. Кругом тишина. Старая женщина - тюрчанка под чадрой, повернувшись на восток, молилась богу.

Мой путь от ханского дворца лежал к Девичьей башне - «Кыз - Каласи».

Сегодня пятница - день отдыха в Азербайджане. В этот день можно подняться на тринадцатиэтажную башню и любоваться нефтяными вышками Бэби - Эйбатского района, перегонными заводами «Черного города», где из черной нефтяной массы добывают прозрачный бензин и керосин с голубым отливом.

Путаные улочки, наконец, вывели меня к «Кыз - Каласи». Около входа в башню, сгрудившись вокруг человека в пенсне, стояли ребята и девушки в форме красных фронтовиков, с кимовскими значками. Между ними мелькала молодежь в гражданской одежде.

Казалась странной окружавшая их тишина. Беспокойная комсомолия и вдруг спокойна! Неужели это Старый город и ленивое зеленое море так на нее повлияли? Только ли это? Я остановился и прислушался.

Человек в пенсне ровным голосом рассказывал притихшим близ него парням и девушкам легенду о башне.

- В древние времена какой - то шах решил жениться на своей дочери, - доносились до меня слова руководителя. - Покорная воле отца, она согласилась, но при одном условии: отец должен был ей выстроить над морем высокую башню. (Вот видите, здесь, Где бульвар и построены дома, раньше было морское дно). Шах согласился исполнить желание своей дочери - невесты. На морском берегу выросло высокое каменное здание. В ту же ночь, когда постройка была закончена, дочь шаха подземным ходом пробралась из дворца в башню и бросилась оттуда в море...

Передо мной была одна из колонн Бакинского комсомола, предпринявшего культурный поход. Я убедился, с какой жадностью ребята слушали рассказчика, задавшись целью изучить историю родного им Азербайджана. Мне стала - понятна тишина, поразившая меня вначале: культштурм, так же как и выполнение военного оперативного плана, требует выдержки и той сосредоточенности, в которой протекает подготовка к серьёзному выступлению.

Впоследствии мне стало известно, что ряд комсомольцев, прослушав цикл лекций по истории края и осмотревши исторические памятники, решили пойти на постоянную работу по изучению истории края. Из наиболее способных ребят решено в будущем создать инструкторский кадр при обществе изучения Азербайджана.

... Руководитель и его экскурсанты были уже на башне. С плоской ее верхушки открывалась широкая панорама.

Прямо перед глазами плескался Каспий, искрясь разноцветными блестками на солнце... Там, где недавно было морское дно, бежали трамваи, беспечно гуляла по набережной публика, стояли очереди к катеру.

Мелодия тары прерывалась бубном, а временами заглушалась певучими выкрикиваниями тюрка под аккомпанемент русской гармоники.

Позади же - весь Баку был, как на ладони. Низенькие одноэтажные сакли вперемежку с небоскребами нехотя взбирались на горы.

На выставке молодых художников

Над домом культуры плакат: «Выставка молодых художников».

Прямо перед нами большая картина «Ленин». Это - коллективное творчество молодых художников, подарок Наркомпросу.

На втором этаже в зале заседаний размещены 416 картин художественного молодняка Азербайджана. Мы с интересом рассматриваем их. Поражает богатство тематического материала, правда, не всегда совершенного по исполнению. Здесь отражен многоликий Азербайджан со всеми его противоречиями.

В Азербайджане пока еще свободно уживается «кровная месть» с новыми социалистическими отношениями в среде бакинского пролетариата, работающего на нефтепромыслах, более совершенных в техническом отношении, чем, напр., в передовой капиталистической Америке.

Бакинский рабочий в воскресный день едет по единственной в СССР электрической дороге в Сабунчи. Оттуда на автобусе по прекраснейшему шоссе - в Мордокьяны, откуда «кукушка» доставляет на оконечность Апшеронского полуострова, где расположены дома отдыха и санатории.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены