Молодой Азербайджан

Г Тимофеев| опубликовано в номере №112, октябрь 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

Траурные дни Магерама празднуются ежегодно мусульманский сектой (шиитами) в районе Персии, Азербайджана, Грузии, Средней Азии. В летние дни лунного месяца - Магерам проводят религиозный траур, сопровождающийся изуверством и фанатизмом.

По преданию, этот праздник зародился во времена борьбы за Халифат, между преемниками Магомета: Шахом - Гусейном и Имамом - Али. Шах - Гусейн, имевший больше прав на Халифат, чем Али, был разбит последним в междоусобной борьбе в пустыне Харавии.

Али стал халифом... С тех пор правоверные сторонники Шаха - Гусейна (шииты) устраивают траур по убитому Гусейну. До 1923 года на улицах города Баку в дни Магерама можно было видеть многолюдные траурные процессии мусульман - шиитов. Все верующие одевались в эти дни в черные траурные и белые одежды. Впереди верующих несли треугольные хоругви (знамя пророка) зеленого или чернота цвета. На протяжении всего пути участники этого религиозного шествия истязали себя тяжелыми железными цепями в такт возгласам «Шахсей - Вахсей!»

Фанатизм верующих доводил их до такого состояния, что люди убивали себя.

В 1923 году был издан декрет, воспрещающий истязаний и публичные шествия в траурные дни Магерама. Несмотря на это, празднование траурных дней Магерама продолжается, правда, не в виде уличных шествий, а на собраниях, в мечетях и частных квартирах.

В этом году в день Амуры (конец Магерама) можно было увидеть, как собравшиеся фанатики - шииты били себя кинжалами в темя в такт возгласа «Шахсей - Вахсей».

Комсомольцы, которые еще не прошли воспитательную школу комсомола, нередко посещают собрания фанатиков шиитов.

Кулаки и буржуазия сами участия в этих праздниках не принимают, так как по мусульманскому закону можно нанимать заместителей. Конечно, в таких случаях богачи эксплуатируют бедняков. Даже больше того: так, напр., если «заместитель» плохо истязает себя, то «фанатик - хозяин», который идет рядом и следит за своим наймитом, вправе не уплатить денег.

Что же сделал комсомол, отправившийся в культурный поход, в «траурные дни Магерама»?

В клубах для девушек были организованы вечера с танцами, концертами, короткими разъяснительными докладами о празднике «Шахсей - Вахсей». Во всех районах Баку для молодежи была проведена большая разъяснительная кампания. Конечно, большое количество молодежи привлекли в эти дни организованные комсомольцами экскурсии, катанья на лодках с музыкой по морю, посещение краснофлотцев, организация конкурсов на лучшего туриста.

Вся эта кампания захватила тысячи новых, нетронутых ранее рукой комсомольской общественности молодых рабочих.

В деревнях Нухинского и Шамахинского уездов, когда фанатики - шииты выходили с хоругвями истязать себя, навстречу им шли комсомольцы со знаменами, песнями и инсценировками. Не так давно в деревнях фанатики - шииты за устройство таких контр - демонстраций стреляли в комсомольцев. Конечно, для населения это было наглядным уроком классовой сущности религии. В этом году в штурмующих религию комсомольцев не стреляли... Фанатики почувствовали, что симпатии населения не на их стороне.

А комсомольцы в это время записывали крестьянскую молодежь в школы по ликвидации неграмотности. Каждый грамотный комсомолец взялся обучать нескольких неграмотных.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Лесные люди»

Письмо из Владивостока