... Этот переход к новой экономической политике - уничтожение продразверстки, допущение свободной торговли (в первую очередь для и ради смычки с крестьянством) на основе укрепления и расширения «командных высот» экономической жизни - в первый период сопровождался крупнейшими и опаснейшими трудностями. Фабрики и заводы почти стояли, ибо не было сырья, и лучшие рабочие от голода разбрелись по деревням. Работники из рабочих и крестьян не умели хозяйствовать, а нужно было «учиться торговать». Жадные проходимцы и ловкие дельцы стали быстро проникать в государственные органы, обманывать их неопытных руководителей и разворовывать государственное имущество. Частные капиталисты были много оборотистой государственных учреждений. Нужна была бешеная и дружная работа, чтобы справиться с этими опасностями. Эти задачи нового периода рабочий класс в союзе с крестьянством стал решать и решать победоносно.
Туман сомнений
1921 год. Начало 1922 года.
Поезд Советской республики направлен на рельсы нэпа. Как много нудных остановок!
Как много сомнений! Оторопь охватила многих. Где же фронт? Где враг? Туман сомнений застилает глаза.
Когда в «Комиссарах» Ю. Либединского коммунисты спорят о нэпе, нужен ли он стране или нет, - это волнуется и болеет душой вся молодая республика.
И вот теперь - то выпрыгнул на кафедру Громов.
- Слыхали, товарищи? - спросил он.
«Нет, товарищи, кончено наше дело: капитал поднимает голову, и заместо того, чтобы истреблять его, заместо того, чтобы вести с ним последний и решительный бой, вы идете на соглашение. Конец, товарищи, конец! И вот предыдущий оратор он прямо и откровенно говорил. Он не обманывал и не путал, как то делал Злыднев. Два пути: либо до последнего бороться с капиталом, либо заключать с ним союз. Так нас учил Ленин в семнадцатом году. А теперь что?»
Жизнь доказала верность перехода на новые рельсы. Поезд страны не сошел с пути, не ринулся в пропасть. Руками пролетариев страна стала выкарабкиваться из мертвого кладбища гражданской войны.
И каждая победа на хозяйственном фронте эхом отдавалась во всех концах республики, подстегивала отставших, вселяла бодрость в работающих.
Изменились газетные сведения. Раньше читали:
«... Бой шел на левом берегу Днепра. Кадеты, снабженные английскими танками, заняли позиции севернее Томаковки. В первые ряды бойцов была брошена дивизия курсантов...» Теперь:
«... Трудностей не перечесть! Пришлось очищать мастерские от грязи, станки от ржавчины и плесени. Работали круглые сутки, чтобы завод пустить в срок...»
Словно ток пробежал по дряблым, уставшим от вынужденного безделья, заводским рукам.
Лучшей музыкой тех дней были свистки паровозов, протяжные гудки фабрик и заводов.
Еще не отгремели орудийные выстрелы под Перекопом, еще небо заколочено пороховым дымом, а Ленин поставил перед комсомолом ряд простых, но необычных по тому времени задач.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.