Опустели фабрики, заводы.
Золотопогонники заняли Донбасс. Заливали шахты, чтобы не достались красным. Каждый день вести тяжелей тяжелого. Все, что есть сильного, здорового, ушли на фронт.
Север - фронт.
Юг - фронт.
Запад - фронт.
Восток - фронт.
Бесчисленное количество фронтов. С серых газетных столбцов рвались черные лозунги:
- Все на защиту Донбасса!
- Товарищи! Враг у наших ворот... Каждый город был осажденной крепостью.
Каждый час был днем. Каждый день - годом.
Постарели фабричные корпуса. Нет в них былой жизни. Помните, в «Цементе» фронтовик Глеб Чумалов возвращается домой на завод.
... С горы видно, как между пепельными корпусами завода стекают вниз, к морю, к пирсам, триумфальными арками, в виде гигантской буквы Н, бетонные устои канатной дороги. Струнами натянутые между ними стальные канаты с застывшими в полете вагонетками, и под ними - ржавым потоком железная кисея предохранительной сетки. И там, на конце каботажа, над ажурной башней распластанные крылья электрического крана.
Не корпуса, а тающие видения и трубы голубеют стеклянными цилиндрами. На их вершинах уже нет копоти: сдули горные ветры, а на одной стрела громоотвода вырвана с корнем - бурей? ржей? человеческими руками?
Здесь никогда но пахло мужичьим навозом, а вот с травой, ползущей с гор, гнилью зацвел пряный скотий постой. В том корпусе, что сейчас под горой – слесарный цех; трехсаженные окна в эти часы ослепительно пылали когда - то солнцем в бесчисленных переплетах рам, а теперь в разбитые стекла черной пустотой проваливается утроба - Где же хозяева? Где рабочие, молодежь?
- Ушли на фронт.
Текут решающие минуты революции
1918 год.
...7 июля левые эсеры подняли восстание в Москве 11 июля Савинков поднял восстание в Ярославле. 22 июли чехо - словаки и правые эсеры заняли Симбирск.
28 июля - Екатеринбург. 2 августа англичане произвели десант в Архангельске. Украина стояла под гетманом, Владивосток - под японцами. Воспрявшие белогвардейцы предвкушали конец власти рабочих и крестьян и, опираясь на многоземельный империализм, организовывали заговоры и восстания. Рабочие голодали. Напряжение борьбы достигло высшей точки.
Текли решающие для революции минуты...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.