...1920 год. На заводе полная неразбериха, положение с продовольствием тяжелое, рабочие работают спустя рукава. В мастерских холод, нельзя работать, все только греются у печек, а не работают. Тяжелое было время. Только что создавшаяся ячейка комсомола начинала работать.
Некоторые ребята по три года уже были учениками, многим должно было стукнуть 18 лет, а в работе ничего не знают.
Что будет с ними?
... Устроили комсомольцы субботник, чтобы оборудовать так называемую учебную мастерскую. Весь собранный лом нужно было сперва починить, поставить на место, а потом уже учиться. Нашлось трое таких ребят, которые бросили цех и перешли устраивать свою мастерскую. Остальные не шли, их пугало, что дело может не удастся, так как же обратно притти в цех, мастер может не принять. А главное, кто будет материально обеспечивать, ведь жить - то надо. Завод не признает ни де - юре, ни де - факто.
Ребята неопытны, кто - то должен руководить, указывать. Приходили некоторые коммунисты, показывали, но все это было не то. Необходим был постоянный человек.
Опять паломничество к рабочему слесарю. Знали, что он относится к нашей работе по - серьезному. Кое - как уговорили, и он перешел к нам. Это первый рабочий, который начал помогать нашему делу. Сейчас он заведует учебной мастерской школы.
Рабочие частенько посмеивались над нами, вслух заявляя, что «ничего не выйдет».
Многие из ребят решили перейти из цехов в учебную мастерскую, и число их увеличилось до 15 человек. Большинство кончили сельскую или городскую начальную школу, а то и не всю; когда дело доходило до высчитывание при работе, ребята пасовали. Необходимо было доучиваться.
Пошли к инженерам завода, высшим служащим, предлагая им место преподавателей. Один ответ: какой паек, сколько жалованья? Решили, что от своего пайка будем отдавать часть на содержание учителей.
Медленно шло дело, но ребята не унывали.
... Теперь сами школу не узнаем, той полутемной мастерской уже нет. Новое светлое помещение, чистые классы, различные кабинеты. Преподавателями гордиться можем. Инструктора по мастерской - взрослые товарищи для ребят, а не старшие; занятия ведутся по дальтоновскому лабораторному плану.
Школа выросла, в ней 75 человек, но комсомолу надо еще много поработать, чтобы добиться тех целей, какие поставлены.
Школа - единственная радость нашей ячейки.
История создания школы - это история нашей ячейки.
Борьба за ФЗУ началась по сотням фабрик и заводов. Краснопресненские ребята заявили:
«чем мы хуже комсомольцев с Тормозного? Даешь и нам фабзавуч!».
Это сейчас легко писать о тех боях, в которые пришлось вступать ячейкам, чтобы добиться хороших результатов. Тогда это было значительно трудней.
Жизнь, подталкиваемая комсомольцами, заставил упрямцев не только признать фабзавуч де - юре и де - факто, но и обратиться в комсомольскую ячейку со следующей декларацией.
В ячейку РКСМ Замоск. Трам. Парка.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из воспоминаний о первых днях Наркомата Госпризрения