Чувствуем ли себя хозяевами?

опубликовано в номере №88, октябрь 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

Старое общество было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя; либо ты работаешь на другого, либо он на тебя; либо ты рабовладелец, либо ты раб. И понятно, что воспитанные в этом обществе люди, можно сказать, с молоком матери воспринимают психологию, привычку, понятие - либо рабовладелец, либо раб, либо мелкий собственник, мелкий служащий, мелкий чиновник, интеллигент, - словом, человек, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет. Если я хозяйничаю на этом участке земли, мне дела нет до другого; если другой будет голодать, тем лучше - я дороже продам свой хлеб.

Когда рабочие и крестьяне доказали, что мы умеем своею силою отстоять себя и создать новое общество, - вот тогда и началось новое коммунистическое воспитание, воспитание в борьбе против эксплуататоров, воспитание в союзе с пролетариатом, против эгоистов и мелких собственников, против той психологии и тех привычек, которые говорят: «я добиваюсь своей прибыли, а до остального мне нет никакого дела».

ЛЕНИН.

«На Пушкина работаем?»

В третьем отделении меховой фабрики Госторга работали комсомольцы. Работа в руках спорилась. Сдельщина подгоняла ребят. Молча, изредка перебрасываясь шутками, ворошили в руках квадратные куски медвежьего меха, паковали желтых лисиц, небольшие енотовые шкурки. От перебрасываемых шкурок в воздухе носилась пыль, и крепкий запах слегка дурманил головы работающих.

Осенний день убегал за высокие каменные дома. В просторные окна прильнул ранний осенний вечер.

Накрапывающий дождик все более усиливался. Все сильнее и сильнее крупные дождевые капли барабанной дробью ударялись в окна. Распахнув дверь в цех, вбежали кладовщик и сторож. Громко, так, чтобы всем было слышно, он сказал:

- Товарищи! Дождь заладил надолго, надо перетащить привезенный утром товар в кладовую.

Из правого угла его перебил резкий, недовольный голос:

- А мы - то тут при чем? Работу кончаем...

- Нет подсобных рабочих, надо помочь, а то ведь погибнет товар - то...

- Ну, и шут с ним!...

Ни один из работавших здесь же комсомольцев не вызвался помочь кладовщику перенести товар. В одной из групп ребята заворчали:

- Ишь чего захотели! Отрывайся от сдельщины...

- На Пушкина ему работай...

Кладовщик кинулся по лестнице в другое отделение. Дождь по-прежнему бился о стекла, щедро поливая шкуры, сваленные во дворе, образовывая мутные лужи...

Азиатское отношение к своему производству. Десяток комсомольцев меховой фабрики, плюнувших на предложение кладовщика - не первые и не последние.

Живы еще такие настроения:

- Мой станок, моя работа, а на остальных наплевать...

- Моя хата с краю, ничего не знаю. Этим... комсомольцам нет дела до того, что творится за пределами их цеха, им наплевать на все то, что не затрагивает его непосредственно тут же на месте.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 5-м номере читайте о жизни и творчестве писателя Вениамина Каверина, о русском поэте с турецкими корнями, учителя и наставника членов царской фамилии, автора государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!» Василии Андреевиче Жуковском, об удивительно талантливом композиторе Серебряного века Александре Скрябине,  о том, как выживали в годы войны московский и ленинградский зоопарки, об уникальном человеке, легендарном летчике-асе, дважды Герое Советского Союза Амет-хане Султане, окончание детектива Наталии Солдатовой «Канкан пожилой дамы» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

По «божеским» делам у монахов

Из воспоминаний о первых днях Наркомата Госпризрения